Понимание того, что недостойно вашего внимания, настолько же важно, как и понимание того, на что внимание следует обращать У. Э. Баффетт
Зрительным поиском называется один из вариантов восприятия человека, во время которого с помощью зрительного анализатора оценивается определенное пространство на наличие некоторых вещей или предметов. Данный вид поиска осуществляется в тех случаях, когда нужный объект находится за зоной действия зрительного анализатора, когда он расположен не в центральной части зрительного поля или когда около него есть отвлекающие объекты.
Вне рамок психологии зрительный поиск нашел активное применение в различного жанра компьютерных играх. Некоторые из них практически полностью основываются на данном понятии.
Еще в 1979 году было предложено, что восприятие человек носит последовательный характер и на каждом следующем этапе оценивает опыт предыдущего. Данное утверждение и вошло в основу разработки зрительного поиска.
В конце двадцатого века (в 1980 году) не слишком известный психолог Анна Трейсмен провела любопытный эксперимент. Сначала она попросила испытуемых найти среди нескольких рядов зеленых линий одну линию красного цвета. Результаты получились различные, но в целом люди быстро справились с поставленной задачей. Тогда психолог пришла к выводу, что найти объект среди нескольких схожих, но отличающихся по какому-либо единственному признаку, довольно легко.
Следующим этапом эксперимента стал поиск синего квадрата среди множества синих кругов и желтых квадратов. При выполнении этого задания у испытуемых возникли трудности, и они потратили значительно больше времени, чем в первом случае. Тогда Трейсмен пришла к выводу, что чем больше вариантов отвлекающих объектов, схожих чем-то с оригиналом, находится вокруг, тем сложнее вычленить нужный. Причем, чем больше отвлекающих объектов было, тем дольше испытуемые находили правильный ответ.
Благодаря этим наработкам Трейсмен разработала свою теорию интеграции признаков, которая входит в основу игр и тренингов по зрительному поиску.
Подобная теория одновременно с Анной Трейсмен разрабатывалась еще двумя американскими психологами: У. Найссером и Д. Марром. Однако именно ей принадлежит титул основателя данной концепции.
Зрительный поиск активно используется в рамках психологии для оценивания и развития внимания. С помощью данной концепции разработано множество тренингов и игр, направленных на обучение и улучшение концентрации, улавливание сути, развитие логического мышления и общее улучшение когнитивного аспекта психики. Чем дольше происходят тренировки, тем быстрее мозг переключается с оценки одного признака на другой, что увеличивает количество взаимосвязей между нервными клетками, повышает скорость мышления и сообразительность.
Благодаря тренировкам, основанным на концепции зрительного поиска, повышается способность различать детали, что особенно важно для людей с правополушарным типом мышления. Человек учится разбивать объект на признаки и быстро оценивать каждый из них.
На ресурсе BrainApps имеется специально разработанный психологами, программистами и другими специалистами, тренажер, основанный на теории интеграции признаков. Он представляет собой увлекательную игру, оценить которую можно в игровом разделе. Тренинг представляет собой картинки с изображением одинаковых, на первый взгляд, объектов, однако один из них чем-то отличается от остальных. Его и требуется разыскать.
Игра отлично подойдет как для взрослых, так и для детей, которым развитие навыков концентрации и быстрого мышления требуется даже больше, чем старшему поколению. С помощью тренажера можно провести свободное время с пользой для вашего мозга.