Список теорий

Кривая Эббингауза

Важнейшим мыслительным процессом является запоминание, позволяющее усвоить объемы нужной информации. Проблемой становится забывание, невозможность через некоторое время воспроизвести усвоенное.

Явление досконально изучал психолог из Германии Г. Эббингауз. Еще в 1885 году, после экспериментальных исследований, им была выведен график, наглядно представляющий все закономерности процесса. Ученый на базе трех букв составил 2300 слов. Слова были произвольным набором, не несущим никакого смысла и смысловых ассоциаций. В процессе исследования слова заучивались, при этом учитывалось время запоминания и время забывания.

Изучалась «чистая память», то есть процесс запоминания, где не задействовалось мышление. Именно поэтому использовались бессмысленные слоги.

Результаты исследования Эббингауза:

  • самый большой объем информации теряется сразу же в период после заучивания (в первые полчаса – до 50%);
  • осмысленная информация запоминается быстрее (почти в 9 раз);
  • запоминать и заучивать данные лучше целиком, чем по частям;
  • если знать, что данный материал будет необходим в дальнейшем (для работы, для быта), то информация запоминается быстрее;
  • выведение «эффекта края»: начальная и конечная информация запоминается быстрее;
  • если добавлять больше повторений, скорость заучивания не увеличивается, а наоборот, уменьшается.

На основе выводов исследования, ученый предложил алгоритм решения проблемы. Схема основывается на повторении полученной информации через определенные временные интервалы:

  1. Первый раз информацию повторяют сразу после восприятия, проговаривая вслух.
  2. Второе повторение – через 20 минут.
  3. Третий раз повторяют информацию через 8 часов.
  4. Четвертый раз – через сутки.

Схема позволяет быстро выучить материал на короткий срок.

Для длительного запоминания схема похожая, но рубежей будет больше:

  1. Повторение сразу же.
  2. Через 20-30 минут.
  3. Через день.
  4. Через 14 дней
  5. Через месяц.

Эббингауз разработал ряд рекомендаций для более успешного запоминания информации.

  1. Постоянное изменение специфики выданного материала («затаптывание следов»). Чередование способа подачи информации, тематики.
  2. При необходимости запомнить большой объем, особое внимание уделяют информации в центральной части. Согласно «эффекту края», начало и окончание запоминаются хорошо, а середина зачастую «выпадает».
  3. Подача информации должна быть эмоциональной. Если таковое отсутствует, требуется придумать какую-либо интерпретацию, в том числе и шуточную.

Разработанная ученым методика была дополнена результатами исследований других специалистов. В настоящее время алгоритм активно используется в различных сферах, например, при изучении иностранных языков (метод интервального повторения).