Список теорий

Культурно-независимый тест интеллекта Р. Кеттела

Культурно-независимый тест интеллекта был разработан в 1949 году Реймондом Бернардом Кеттелом на основе концепции о психологическом смысле интеллекта. Согласно этой концепции, интеллект имеет двухфазную модель:

  1. «Свободный». Обусловлен биологическими детерминантами. Развитие способностей в рамках этого интеллекта не связано с приобретением ЗУН или активными психическими функциями – они являются результатом формирования логических связей и мыслительных операций.
  2. «Связанный». Развивается на основе «свободного» интеллекта. Напрямую связан со знаниями, умениями и навыками, приобретенными в процессе различных видов деятельности (игровой, учебной, профессиональной), воспитания, коммуникаций. На «связанный» интеллект влияют специфические черты личности: интересы, увлечения, ценности, мотивации и так далее.

Тест Р. Кеттелла призван измерить именно «свободный» интеллект, который проявляется через возможности восприятия человека в процессе выполнения специфических чувственных заданий.

Разновидности теста

Варианты культурно-независимого теста:

  • Модификация 1. Используется для изучения интеллекта детей 4-8 лет. Эффективен при диагностировании нарушений развития психики.
  • Модификация 2. Применим в исследовании детей от 8 лет и среднестатистических взрослых.
  • Модификация 3. Оптимален для изучения высоких интеллектуальных способностей.

Структура методики Р. Кеттела

Наиболее распространенный тест во второй модификации состоит из 2 частей по 4 субтеста:

1-й – «дополнение». Выбор фигуры из предложенных, которая бы продолжила логическую последовательность. Сложность – по возрастанию.

2-й – «классификация». Определение фигуры, которая отличается от остального ряда по ряду признаков.

3-й – «матрица». Усложненный вариант 1-го субтеста: выбор фигуры для продолжения логической цепочки из нескольких рядов: горизонталь, вертикаль, диагональ.

4-й – «топология». Поиск геометрического объекта с точкой внутри, которая могла бы занять положение фигуры-образца, основанный на анализе расположения точки в отдельных фигурах.

Тест имеет высокую валидность и надежность. Прошел стандартизацию в США, Англии, Германии, Чехии, Словакии, Болгарии.