Методика создана в Психоневрологическом институте (НИПНИ) им. Бехтерева на основе теста интеллектуальных способностей П. Ржичана. Тест интеллектуального потенциала – это практический тест невербального характера, независимый от культурных особенностей испытуемых. Высокий результат проявляется в умении человека понимать логические связи между объектами и явлениями.
Тест интеллектуального потенциала используется в следующих случаях:
- Оценивание общих интеллектуальных способностей (гуманитарного и технического индекса).
- Комплексная диагностика структуры интеллекта.
- Соотнесение степени развития компонентов интеллекта.
- Определение профессиональной направленности.
- Распознавание уровня креативности.
- Выявление потенциала (развитие логики, избирательного внимания, способность к обучаемости).
Методика включает 4 пробных и 29 основных заданий. Сложность – по возрастанию, на выполнение отводится 20 минут.
Структура теста интеллектуального потенциала
Факторы, включенные в состав методики интеллектуального потенциала:
- логика числовых рядов;
- широта разносторонних познаний;
- абстрактное мышление;
- общая логика: сравнение, обобщение, анализ, абстрагирование;
- анализ текста;
- обработка и интерпретация числовой и текстовой информации.
Тест призван выявить у человека развитость различных типов мышления:
- апробирование, реальное преобразование (предметно-действенное);
- отвлеченность, обобщение, изоляция (абстрактно-символическое);
- доказательность, рассудительность (словесно-логическое);
- образное оперирование, воображение (наглядно-образное).
Тест валиден и надежен при определении нормативного уровня развития общих интеллектуальных способностей.