В основе методики – шкала или тест, выявляющий уровень интеллектуального развития. Методика Векслера разработана в конце 30-х годов XX столетия, в основе ее – группа субтестов, разделенных на две категории.
Сначала ученый разработал балльную шкалу, при этом были учтены пробелы созданных ранее методик. В частности, теста Стенфорд-Бине по уровням умственного возраста, в котором отсутствовали невербальные задания. Дэвид Векслер включил эти задания в свою шкалу, затем несколько раз редактировал ее, предлагая различные версии. В 1949 году была представлена шкала интеллекта взрослых, отредактированная уже значительно позже, в 1981 году.
На практике применяют несколько модификаций шкалы, среди которых:
Адаптацию в Российской Федерации прошли две первых версии.
В тесте Векслера для взрослых – 11 субтестов, разделенных на две категории заданий: вербальных и невербальных. Шкала интеллекта для подростков включает 12 субтестов, при этом они соответствуют заданиям взрослых, но упрощены с учетом возрастных особенностей.
Невербальная шкала (действий):
Выполнение заданий в этой группе диагностирует не только определенные знания, но и способность к действию. Специалисты считают наиболее информативными тесты по складыванию фигур и кубикам Косса. Координацию и восприятие диагностируют задания по цифровым символам. Считается, что успешность выполнения заданий по перечисленным трем субтестам зависит от сенсорной координации, а вот выполнение других определяется когнитивными способностями личности.
Кубики Кооса и задания к ним можно распечатать здесь.
В вербальную шкалу входит шесть субтестов:
Успешность выполнения заданий в этой группе определяется уровнем образования, общим уровнем культуры человека. Также многое зависит от способностей к логическому мышлению, абстрагированию, уровня активного внимания.
В шкалу для определения интеллекта детей включены 12 субтестов. Название групп заданий такое же, как у взрослых, дополнительно добавлен субтест Лабиринты. При тестировании чередуют задания двух групп.
Тест Векслера в России неоднократно редактировался и адаптировался. Первые исследования проводились еще в середине 50-х годов учеными НИИ имени В.М. Бехтерева в Ленинграде, последние – в начале 90-х годов.