Список теорий

Trail Making Test

Trail Making Test (в дословном переводе с английского «тест прокладывания пути») – нейропсихологическая методика, основной задачей которой является исследование зрительного вида внимания и умения человека переключаться между несколькими задачами. ТМТ включает 2 части из 25 карточек и организован по аналогии с детской головоломкой «Соедини все точки в определенной последовательности».

Trail Making Test помогает определить:

  • Скорость визуального поиска.
  • Развитость избирательного внимания к определенным стимулам.
  • Скорость распознания информации.
  • Способ и темп обработки поступившей информации.
  • Уровень программирования деятельности.
  • Способность делать выбор.
  • Умение переключать внимание.
  • Темп сенсомоторных реакций.
  • Возможность планирования действий в соответствии с поставленной целью.
  • Вероятность возникновения когнитивных нарушений (например, развитие болезни Альцгеймера).
  • Наличие лобной дисфункции.

Краткая историческая справка

Впервые Trail Making Test был применен в 1944 году и оценивал общий интеллект человека в составе большого блока индивидуальных тестов на определение общих способностей военнослужащих. В 1956 году Рейтан попробовал использовать тест для выявления расстройств когнитивных функций, спровоцированных цереброваскулярными болезнями. Проведенное исследование продемонстрировало высокую результативность, а потому в конце 1950-х годов ТМТ был включен в Нейропсихологическую батарею тестов Халстеда-Рейтана (Halstead-Reitan battery).

Сегодня Trail Making Test широко применяется в клинической практике в качестве диагностического метода при выявлении нарушений функций мозга.

Проведение и интерпретация

Суть ТМТ: последовательное соединение 25 целей на бумаге или экране монитора.

Задача ТМТ: испытуемый должен закончить соединять указанные точки как можно скорее – именно время является основным показателем производительности.

Структура ТМТ: два субтеста – А и В. Субтест А выявляет скорость когнитивной переработки информации испытуемым, субтест В исследует познавательные процессы (гибкость мышления, рабочая память, контроль внимания и торможения).

Особенности субтеста А:

  • На бланке (мониторе) расположены числа от 1 до 25 в хаотичном порядке.
  • Объект соединяет линиями числа в прямой последовательности.
  • Правильное выполнение подразумевает отсутствие пересечений линий.
  • Превышение нормативного времени говорит о замедлении темпа психического развития, значительных затруднениях концентрации.
  • Множественные ошибки и исправления контролера указывают на расстройство избирательного внимания.
  • Непонимание задания свидетельствует о дефиците гибкости мышления.

Особенности субтеста В:

  • На бланке (мониторе) хаотично расположены числа от 1 до 13 и буквы от А до М.
  • Испытуемый по порядку соединяет линиями цифры с буквами.
  • Превышение временных нормативов указывает на сложность переключения активного внимания.
  • Ошибка, состоящая в последовательном соединении отдельно цифр и отдельно букв, свидетельствует о пассивности когнитивных процессов.

Результаты исследования формируются с учетом возраста объекта испытания. Для максимально объективного диагностирования ТМТ применяется в сочетании с другими нейропсихологическими методиками.

Полезные статьи