Список теорий

Методика непроизвольного запоминания

Советские психологи, ученые, исследовавшие память, П. И. Зинченко и А. А. Смирнов открыли следующий принцип процесса запоминания: операции непроизвольной памяти – это продукт взаимодействия объекта с конкретными предметами в процессе деятельности, зависящий от сути, цели, мотивации и условий этой деятельности. Методика подходит для индивидуального и группового исследования процессов непроизвольного запоминания.

Эксперимент П. И. Зинченко

Экспериментальное исследование психолога П. И. Зинченко было разделено на три серии:

  1. Серия 1. На 15 карточках в основном поле были изображены картинки, а в углах – цифры. Задача испытуемых состояла в том, чтобы разделить материал на несколько групп по сути того, что на картинках. После нужно было вспомнить, что изображено на основном поле, и какие именно цифры расположены в углах карт. Результат экспериментальной серии: испытуемые запомнили основное поле, но цифр почти никто не вспомнил. Такое выборочное запоминание объясняется тем, что именно изображенные предметы, а не цифры были объектом деятельности.
  2. Серия 2. Те же 15 карточек необходимо было разложить по возрастанию чисел. Результат: цифры вспомнили почти все испытуемые, а изображенные предметы вспоминались с трудом или не вспомнились вовсе.
  3. Серия 3. На разложенные 15 карточек необходимо было накладывать еще 15 выданных карточек по смыслу: например, мяч – к сетке, ключ – к замку и так далее. После необходимо было вспомнить, из каких именно предметов были созданы «пары». Результат: большинство взрослых испытуемых не испытали затруднений при раскладывании и запоминании.

Вывод после трех серий эксперимента П. И. Зинченко: хорошо запоминается именно то, на что направлена конкретная деятельность в течение некоторого времени, даже непродолжительного.

Экспериментальное исследование А. А. Смирнова

Эксперимент А. А. Смирнова заключался в том, что испытуемым давалось задание вспомнить все детали пути, который они преодолели, следуя из дома на работу. Результаты проведенного исследования можно выразить в трех блоках:

  1. Мысли вспоминаются редко, основная часть запомненного имеет отношение к каким-либо действиям.
  2. Вспоминаются препятствия или что-то, что облегчило путь («сильно спешил, а тут как раз автобус подошел», «опаздывал, да еще не поместился в поезд метро»).
  3. Необычные воспоминания, нечто, что вызвало удивление («жара на улице, а мужчина напротив в шапке»).

Вывод после эксперимента А. А. Смирнова: мнемонические непроизвольные процессы связаны с активной направленностью во время главной деятельности (путь «дом – работа»). О самом пути, как о главной содержательной деятельности, они не думали, потому результаты дробные, хотя все непроизвольные воспоминания связаны именно с достижением основной цели – прийти на работу вовремя.

Общий вывод после двух экспериментальных исследований П. И. Зинченко и А. А. Смирнова: запоминание – продукт целенаправленной деятельности; непроизвольно запоминается только то, что имеет отношение к активной деятельности.