История развития исключительной памяти.

История развития исключительной памяти.

По страницам французской прессы (перевод с французского).

История развития исключительной памяти.

Знаете ли вы, откуда к нам пришло слово память? Нет? Тогда позвольте рассказать историю Мнемозины.

Мнемозина – греческая Богиня, дочь Урана (Небо) и Геи (Земля), влюбилась в Зевса. Но как соблазнить самого могущественного из Богов? Как привлечь его внимание к себе? Мнемозина обладала особым даром: рассказывать истории. И вот, чтобы очаровать Бога всех Богов, было достаточно угодить ему, рассказывая о победах Богов над их врагами Титанами. Очарованный таким образом, Зевс, под видом пастуха, приходил к Мнемозине девять ночей. Год спустя, она родила девять Муз:

  • Каллиопа, Муза красноречия, покровительница эпоса
  • Мельпомена, Муза трагедии
  • Талия, Муза комедии
  • Евтерпа, Муза музыки, лирической поэзии
  • Клио, Муза истории
  • Полигимния, Муза гимнов, пантомимы
  • Эрато, Муза любовной поэзии
  • Урания, Муза астрономии
  • Терпсихора, Муза танца

Музы, греческие Богини, были покровительницами искусств, наук и вдохновляли поэтов, музыкантов и ученых, возбуждая их воображение. Музы – это символ тесной связи всех искусств. Они помогают получить доступ к знаниям о мире, позволяя человеку понять гармонию сфер.

Мнемозина, мать девяти Муз, стала символом способности, называемой мнемозис, или память. Вспомним примеры проявления удивительной памяти.

В Античные времена, Симонид из Цеоса, греческий поэт, участвовал в празднике, организованном Скопасом, атлетом, который участвовал в кулачных боях. Симонид был приглашен, как поэт. Он прочитал поэму, сочиненную им в честь атлета-победителя. Закончив декламировать, он продолжил произносить свои похвалы Богам, близнецам Кастору и Поллюксу. В это время Симонида прервали, позвав во двор, где его ждали два молодых человека. Он вышел, но никого не увидел. Именно в этот момент, как гласит легенда, потолок зала, где только что находился поэт, обрушился на приглашенных гостей. Все погибли кроме него.

Тела были изуродованы так, что их невозможно было узнать. Но Симонид, владеющий искусством мнемотехники (запоминания), вспомнил место каждого гостя, где тот находился и, таким образом, всех сумели идентифицировать.

Миф или реальность, но эта история, рассказанная Цицероном в 480 году до н.э. является первым свидетельством использования техники запоминания, которую используют профессионалы: метод «места» (Локис). Эта техника состоит из воображения и запоминания хода мыслей, опираясь на ключевые этапы. Эти этапы связаны с информацией, которую необходимо запомнить.

Позднее, к 400 году до н.э., неизвестный автор трактата «Диалексис», вывел три основных принципа для запоминания: обратить внимание, повторить, связать новую информацию с прежней.

К 85 году до н.э. уже разграничили две формы памяти: память, позволяющая заучивать наизусть и память, опирающаяся на понимание. Эта последняя особенно интересовала ораторов, которые произносили очень много различных речей, в ходе которых нельзя было позволить себе забыть ни одну важную идею. При запоминании они пользовались двумя способами. Сначала они запоминали ключевые идеи, опираясь на логику, используя методику «места», чтобы сохранить путеводную нить речи. Затем они обращались к «механической» памяти, запоминая наизусть важные моменты речи. Уже позже стали понимать важность и визуальной памяти.

С распространением Христианства, техника запоминания развивалась, совершенствовалась. Риторика уступила место молитвам. Важно стало не запомнить, чтобы пересказать, а запомнить священные тексты, опираясь на значение Христианства, на воображаемые образы.

В конце Средних веков снова заинтересовались техникой запоминания. Метод «места» (Локис), который применим и до сегодняшнего дня, заменили методом глубокого изучения текста. Чтение стало входить в моду. Монтень бичевал «механическую» память: «Лучше иметь хорошо соображающую голову, чем полную».

Книгопечатание, библиотеки, которые являются коллективной памятью, облегчают работу нашей памяти, освобождают от «механического» запоминания.

В 16 веке появляется другая техника запоминания: создание аналогий. Например, цифра 2 похожа на лебедя.

Математики, филологи, иллюзионисты изобретали все новые методы запоминания.

Так Гарри Лорейн написал книгу «Как развить исключительную память».

Из 17 000 000 проданных книг, 9 000 000 экземпляров – это именно книга Гарри Лорейна.

Артист варьете, маг, он провел многочисленные конференции на тему: как улучшить свою память. Но еще до него удивительными способностями тренированной памяти заинтересовались два брата: Фердинанд и Исидор Бонер. Исидор представлял на своих сеансах номер «Всеобщая хронология». Он описывал исторические факты, произошедшие в мире с 2000 года до н.э. до современности.

Многие интересовались способностями, скрытыми в человеческом мозге. И все, кто больше, кто меньше, использовали в своей работе различную технику запоминания.

В 1882 году свои удивительные способности памяти демонстрировал Жак Иноди. Он производил самые сложные математические вычисления за несколько секунд. При этом он одновременно еще и отвечал на вопросы публики.

В 1930 году своими выдающимися способностями памяти был известен Треборикс, иллюзионист. Для запоминания он использовал метод ассоциативных образов.

Пятидесятые годы отмечены Лесли Уолчем, человеком с удивительной памятью. Отвечая на любые вопросы, он демонстрировал номера, которые говорили об его исключительных способностях к запоминанию.

В 1991 году, Тони Базан организовал Чемпионаты мира по лучшим способностям к запоминанию. Участники должны быть способны запомнить:

  • поэму за 15 минут
  • число из многих десятков цифр за 30 минут
  • самое большое число карточных игр за 1 час
  • самое большое число лиц и имен за 15 минут
  • самое большое количество цифр, разделенных запятой за 5 минут
  • самое большое количество исторических дат… и т.д.

Самый известный чемпион мира по лучшей памяти – Доминик О’Брайн. Он занимал первое место семь раз. В развитии своей памяти и запоминания он использует улучшенный вариант все той же методики «места» (Локис). Стремление к исключительности, победе совершает чудеса. Так, в 1998 году малайзиец Ир Суи назвал 60 000 знаков после запятой в числе «Пи», сделав только 44 ошибки.

В 2003 году австриец Лукас Амзюс запомнил 154 двузначных числа за 1 минуту.

В 2004 году англичанин Бен Прайдмор запомнил 312 карт за 10 минут.

В 2008 году он же запомнил карточную игру с перемешанными картами за 29 секунд.

То, что раньше считалось даром, стало спортом. Но у каждой медали две стороны. Результаты достижений в запоминании удивляют, но реальность совсем другая. Чемпионы отлично тренируют свою память каждый в своей области запоминаний. Кто-то удивляет запоминанием чисел, кто-то слов, кто-то карт, но на короткий период времени. Хотя учиться тренировать память никому не помешает.

Достигайте большего вместе с BrainApps.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Владимир

Похожие публикации