Одной из задач на оценку селективности и концентрации внимания, а также когнитивного контроля является фланговая задача (flanker task). Она была предложена в 1974 году Барбарой и Чарльзом Эриксенами в качестве способа диагностики внимания и динамики познавательных процессов, вовлеченных в обнаружение и распознавание целей при отвлекающих стимулах. До изобретения этой тестовой методики все задачи на изучение процессов удержания внимания задействовали зрительный поиск, а в таких задачах трудно отделить эффект отвлечения от последствий процесса поиска. В тесте Эриксенов полностью исключается проблема поиска места значимого стимула, его положение всегда известно, но всегда есть помехи.
В тесте испытуемому предъявляется ряд из 7 элементов, в центре которого находится ключевой стимул. В качестве ответа испытуемый должен указать направление ключевого стимула. Примерами конгруэнтных стимулов могут служить ряды HHHKHHH и CCCSCCC, где обеим мишеням и фланкерам соответствует один и тот же ответ. Примером неконгруэнтного фланкера являются стимулы HHHSHHH и CCCHCCC, где центральный элемент имеет отличную от соседей цель и соответствует ответу, противоположному фланкерам. В задаче могут использоваться такие виды стимуляции, как числа, цветовые пятна, стрелки и другие графические образы. Фланкерами могут быть стрелки, указывающие в одном и том же направлении, что и значимый стимул (конгруэнтные стимулы), в обратном направлении (неконгруэнтные) или квадратом (нейтральные). Обычно в модификациях задачи используют фланкеры, образующие горизонтальный ряд, так как он ассоциируется с письменным текстом. Еще один пример задачи: «< конгруэнтный стимул», » > неконгруэнтный стимул».
Эриксен и Шульц в 1979 исследовали вариации ряда особенностей тестов, таких как размер и контрастность букв или направление. В результате ими была предложена модель непрерывного потока восприятия, в котором информация обрабатывается параллельно для разных элементов стимула и накапливается в течение долгого времени, пока не наберётся в достаточном объеме для определения реакции.
В качестве клинической методики тест может быть использован для диагностики различных психических и неврологических заболеваний; к примеру, болезнь Паркинсона будет влиять на производительность при выполнении задачи. Психологи применяли тесты, сходные с фланговым, к оценке различных аспектов внимания, делая задачи отличной основой для развивающих игр.
Тест Эриксенов используется в диагностике, как правило, вместе с тестом Струпа. Считается, что эти два теста одинаково диагностируют зрительное внимание и часто используются в программах тестирования вместе.