Как улучшить карьеру и жизнь: Теория умственных действий Гальперина

Тренировка мышления

Как понимать формирование умственных действий, мотивации и навыков человека?

Одна из основных задач психологии — объяснить процессы, протекающие в нашем сознании и поведении. Существует много теорий, рассказывающих о формировании умственных действий, мотивации и навыков человека. Однако эти процессы трудно зафиксировать и исследовать напрямую, поэтому науке приходится искать множество косвенных маркеров.

Например, мы можем наблюдать за проявлениями того или иного привычного действия, предположить, что его формирование происходит на базе последовательной практики, но на самом деле мы не знаем, как тело и мозг реагируют на эти привычки и как они формируются. Тем не менее, на основании знаний о невронах и общепринятых теориях психологи уверены: мы обучаемся и формируем навыки благодаря практике и примерам окружающих людей.

Знание таких факторов как наследственность и воспитание могут помочь уточнить нашу понимание процессов. Мы можем учиться, менять свои взгляды, желания и поведение. Интуиция и подсознание также влияют на поведение человека, нежели наука не может найти общий ответ на вопрос о том, как же они функционируют и в каких отделах мозга находятся. Но мы можем строить предположения на основе исследования и нашего личного опыта.

Теория Гальперина: Как формируются умственные действия

В 1952 году Петр Яковлевич Гальперин создал теорию формирования умственных действий, которая до сих пор является одной из наиболее часто используемых теорий в психологии. Теория Гальперина раскрывает механизмы формирования элементов психической деятельности и не поддаётся прямому внешнему наблюдению, однако объективно существует.

Гальперин предположил, что мышление ребенка развивается при помощи непосредственной манипуляции с предметами. Он считал, что высшие интеллектуальные действия не могут складываться без опоры на предшествующие. Система Гальперина включает 4 системы, каждая из которых играет важную роль в формировании умственных действий.

Первая система — условия формирования адекватной мотивации. Это означает, что для успешного формирования умственных действий необходимо обеспечить присутствие мотивации, занимательности и интересности в процессе обучения.

Вторая система — условия обеспечения приобретения действием требуемых свойств. Это значит, что обучающийся должен получать возможность не только наблюдать и слышать о требуемых свойствах, но и сами использовать их в действии. Это помогает лучше усвоить материал и научиться применять его в различных ситуациях.

Третья система — условия формирования полноценной ориентировочной основы действия. Она позволяет учащемуся понимать взаимосвязь между тем, что он делает, и результатом, к которому он стремится.

Четвертая система — условия, обеспечивающие перенос действия в умственный план. Это означает, что для успешного формирования умственных действий необходимо не просто повторять действия, а осознавать их смысл и значимость, чтобы перенести их на новые задачи и ситуации.

Как проходит формирование умственного действия?

По мнению психолога Гальперина, процесс формирования умственного действия проходит через шесть этапов.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Первый этап — мотивация. Она помогает создать личностное отношение к действию и придать ему значение.

Второй этап — формирование ориентировочной базы. Здесь мы предварительно ознакамливаемся с действиями и условиями их выполнения.

Третий этап — материальные или материализованные действия. На этом этапе мы выполняем действия с реальными или предметами-заместителями.

Четвертый этап — отработка действия во внешнем мире, как внешнеречевого. Здесь мы продолжаем осваивать действие уже без опоры на реальные предметы и процесс интериоризации.

Пятый этап — проговаривание про себя внутренней речи. На этом этапе переносим громкоречевое действие во внутренние планы и превращаем его во внутреннюю речь.

Шестой этап — умственное действие. На этом этапе переносим действие в собственно внутренний, умственный план, происходят существенные преобразования, автоматизация и выход из сферы сознания.

Важно отметить, что каждый раз при обучении мы проходим через все эти этапы формирования умственного действия. Профессионалы проходят все этапы быстрее, что связано с автоматизацией процессов. Автоматизация также характерна для психики профессионалов.

Система свойств человеческих действий: основа эффективного саморазвития

Каждый человек, стремящийся к саморазвитию, должен помнить, что действия, которые он совершает, играют важную роль в достижении поставленной цели. Кроме того, для эффективного действия необходимо развивать несколько свойств, которые составляют систему человеческих действий.

Первые пять свойств — целенаправленность, сознательность, определенность, адекватность и управляемость, важны для всех видов действий. Они позволяют человеку четко понимать, что он делает, и контролировать процесс действия. В свою очередь, предметно-специфические свойства, такие как опережение, регулярность, гибкость, автоматизация и создание условий, соответствуют конкретным видам деятельности и направлены на ее оптимизацию.

Важно понимать, что для эффективного действия необходимо развивать все свойства в равной степени. Именно так можно добиться качественного действия, которое обеспечит высокую результативность и эффективность выполнения задач. Поэтому система свойств человеческих действий является основой для развития и улучшения индивидуальных способностей и достижения поставленных целей в жизни.

Основные параметры действия

Все наши действия можно охарактеризовать по нескольким параметрам. Первый из них — полнота свойств звеньев. Это означает, насколько мы осознанно подходим к действию, учитывая все его аспекты. Чем более полно мы осознаем связь между звеньями (этапами) действия, тем более взвешенным и целенаправленным будет наше действие.

Второй параметр — умение отличить существенные и несущественные отношения. Любое действие связано с определенным контекстом, и от того, насколько мы его понимаем, зависит успешность нашего действия. Умение отличать главное от второстепенного позволяет нам использовать время и ресурсы более эффективно.

Третий параметр — уровень осуществления. Бывает, что наши цели и желания ничем не отличаются от целей других людей, но наши действия приводят к совершенно отличным результатам. Это связано с тем, насколько мы готовы действовать для достижения результата и на сколько осознанно мы подходим к реализации своих целей.

Ну и последний параметр — энергетические свойства действия. Любое действие сопровождается определенной энергетикой, и мы сами можем контролировать то, какую энергию мы вкладываем в действие.

Все эти параметры характерны для любого человеческого действия. Они позволяют нам осознанно и целенаправленно действовать, достигая желаемых результатов.

Как развить осознанность действия

Осознанность — это ключевое понятие в саморазвитии. Она означает разумность и вербализованность действия. Осознанный человек может контролировать свои мысли и эмоции, что приводит к улучшению качества жизни.

Вторичные параметры действия — результат интеграции первичных свойств. Они включают в себя разумность и критичность. Разумность это ориентация на полный состав действия и умение отличать существенные признаки от несущественных. Критичность это разумность действия, его осознанность и ориентировка на критерии качества.

Как развить осознанность действия? Существует мера освоения, которая включает в себя уровень владения тремя предыдущими действиями, а также учитывает энергозатратность действия и скорость.

Развитие психики отличает развитого человека от неразвитого. Психику и когнитивные способности можно развивать точно такой же тренировкой, как наши мышцы. Будьте критичны к своим действиям, разберитесь в существенных признаках и развивайте свою психику. Только так можно достичь успеха в саморазвитии.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru