Как разобраться в демаркации научного знания и достичь профессиональных высот: советы от BrainApps

Тренировка мышления

Проблема демаркации научного знания: как различить науку и ненауку?

Существует сложная проблема демаркации научного знания, которая заключается в поиске определенного критерия, способного разделить научные теории от ненаучного знания. Это насущная проблема, так как научное знание признается важным для общества и применяется в многих областях жизни.

Определение этого критерия позволит нам узнать, как точно различать научное знание от ненаучного и как устанавливать границы науки в отношении других методов, включая религию, литературу и искусство.

Первый упоминание данной проблемы относится к Аверроэсу (Ибн Рушду), который в 12 веке указал на существование двойственной истины: истины разума и истины религии. Сегодня существует несколько философских школ, пытающихся решить эту проблему демаркации научного знания.

Согласно научному критерию, для разделения науки и ненауки необходимо логически формулировать каждую научную теорию на основе подтвердженных фактов и экспериментов. Если это может быть достигнуто, тогда теория считается научной.

Философия науки: проблема демаркации и позитивизм

С появлением научной революции возросла актуальность проблемы демаркации — отделения научного знания от ненаучного. В этот период сформировалось философское учение и научное направление — позитивизм. Его основным тезисом является утверждение о том, что подлинное знание возникает из специальных наук. Такое знание должно быть основано на наблюдении, экспериментах и проверяемых фактах.

Позитивизм определял несколько критериев науки: релятивизм, эмпиризм и прагматизм. Первый критерий заключается в том, что все знания относительны и связаны с контекстом. Второй критерий подразумевает, что истинность знания проверяется на опыте. Третий — то, что важно только то, что работает и приносит пользу.

Варианты позитивной философии подвергались серьезной критике как сторонниками, так и критиками. Проблема демаркации остается одной из главных в философии науки, и более серьезные попытки решить ее были предприняты с появлением неопозитивизма. Однако, на практике, провести четкую грань между научным знанием и ненаучным знанием до сих пор достаточно сложно.

Неопозитивизм: основные положения и принципы

Неопозитивизм, или логический позитивизм, был одним из важнейших философских направлений первой половины 20 века. Его основная задача заключалась в изучении научного языка и устранении из него псевдонаучных метафизических высказываний.

Центральным принципом неопозитивизма стал принцип верификации высказываний, который выступал критерием демаркации научного знания от ненаучного. Согласно этому принципу, высказывание может считаться научным, если его можно свести к атомарным высказываниям, фиксирующим непосредственные опытные данные.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Однако, принцип демаркации был критикован из-за того, что не позволял верифицировать общие законы естествознания. Тем не менее, неопозитивизм выработал несколько философских положений и результатов, которые внесли вклад в развитие философии. Кроме того, неопозитивизм показал, что научное знание не может существовать без проблем, вопросов и аспектов философской направленности.

Важным элементом аналитической философии, которой относился неопозитивизм, стало логико-лингвистическое изучение проблем философского и научного методологического характера. Однако, философия не признавалась как наука и противопоставлялась научному знанию у неопозитивистов.

Если вы интересуетесь подобными вопросами и изучением научных знаний, то курс по когнитивистике может помочь в лучшем освоении материала. Изучение научных языков и принципов верификации позволит лучше понимать процесс получения научных знаний и отличать их от псевдонаучных высказываний.

Принцип фальсификации и его место в постпозитивизме

Карл Поппер является выдающимся философом науки и представителем постпозитивизма. В противоположность неопозитивистам, которые отождествляли научное знание с верифицируемыми утверждениями, Поппер заменил принцип верификации на принцип фальсификации для разработки проблем философии науки.

Согласно принципу фальсификации, научное высказывание можно отнести к категории научных, если оно может быть опровергнуто. В отличие от принципа верификации, принцип фальсификации расширяет проблему демаркации и позволяет различать научные и не научные теории.

Однако, Поппер не ограничивается только использованием принципа фальсификации для определения научного знания. Он отмечает, что научное знание не может быть описано только через обращение к опыту и вводит концепцию третьего мира.

Третий мир и его потенциал

По мнению Карла Поппера, третий мир образуется при помощи творческой и интеллектуальной работы людей. Третий мир обладает огромным потенциалом, но подвержен воздействию человека. Задача философии науки заключается в изучении его закономерностей и природы, а также в подготовке человечества к неожиданным ситуациям, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации этого третьего мира.

Очень важно понимать, что огромное количество подтверждающих фактов в пользу научного высказывания указывает лишь на его большую вероятность, но не на стопроцентную достоверность. Поэтому, Поппер предлагает использовать метод дедукции через принцип фальсификации для решения проблемы демаркации.

Другие постпозитивисты и ставки на интеллектуальный анархизм

Наряду с Карлом Поппером, выделяются другие представители постпозитивизма, такие как Пол Фейерабенд, Томас Кун и Имре Лакатос. Имре Лакатос, например, создал утонченный методологический фальсификационализм или методологию исследовательских программ.

Томас Кун, в свою очередь, предложил новый термин — парадигма. Парадигма является общепринятым безусловным знанием о природе в текущий момент времени. Кун считал, что на развитие науки влияет действующая парадигма, а не верификация и фальсификация. Развитие науки происходит исключительно в подтверждении действующей парадигмы.

Фейерабенд же отверг принцип демаркации и считал, что наука не должна устанавливать правила исследования. Он считал, что для познания можно использовать всё, и создал концепцию эпистемологического анархизма на основе своих идей и изысканий.

Контекст проблемы демаркации научного знания

В последнее время все чаще слышим о термине «супранатурализм» в разговорах об определении границ научного знания. Он обозначает веру в существование духовного мира со сверхъестественными сущностями и противоречит нормам научности.

Михаил Шахов, русский религиовед, утверждает, что многие исследователи до сих пор руководствуются представлениями о науке 18-19 веков, не учитывая изменения в философии науки и самой науке.

Шахов считает, что наука имеет недоказуемые предпосылки и нельзя установить абсолютную достоверность научных знаний. Он указывает на то, что идеи позитивистов, неопозитивистов и постпозитивистов широко используются в научном мире и являются основой научных теорий.

Однако до сих пор нет четкого ответа на вопрос, как определить, что является научным знанием, а что – вненаучным или квазинаучным. Шахов считает, что помочь в этом могут занятия мышлением в разных категориях, что в дальнейшем может помочь создать свои собственные теории.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 3.6666666666667 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru