Виды тестирований и их специфические особенности

Корпоративное обучение

В течение жизни нам приходится проходить те или иные тесты. Правда, стоит отметить, что для большинства они – не более чем структурированные задания, отличающиеся формой подачи, направленностью или тематикой. В действительности же тестирование – отдельная наука.

В определенных условиях неправильно подобранный тест может не только исказить результаты, а и оказать отрицательное воздействие на дальнейшую жизнь испытуемого. Это может отразиться на малоэффективном обучении или, при худшем раскладе, поспособствовать неверному выбору профессии. Избежать этого можно, если заранее подготовиться и побольше разузнать информации о типах тестов.

Общепринятая классификация

Сегодня применяют два основных параметра, определяющих принадлежность теста к конкретной категории:

  • Ориентир – критерий. Общая группа – критериально-ориентированные тесты.
  • Ориентир – норма. Общая группа – нормативно-ориентированные тесты.

Раньше такой подход к систематизации использовался как способ анализа полученных результатов и выступал базой для сравнения. Сейчас он показывает отличия на всех этапах формирования тестов.

Обычно в тестах первого типа результаты интерпретируются логично: выдаются вопросы, находятся ответы и формируются заключения о том, подходит ли участник под установленные критерии.

Второй тип тестов не ограничивается на этом, добавляется показатель рейтинга. Все происходит следующим образом: выдаются задания, даются решения, делаются выводы о том, какими данными владеет испытуемый, и о том, какую позицию он занимает на указанной шкале.

С базовыми параметрами этих двух видов тестирования поможет разобраться представленная таблица:

Параметр Нормативно-ориентированный тест Критериально-ориентированный тест
Сфера использования Обзор Определяется уровень владения информацией
Определение Найти персональные отличия по степени полученных знаний Выяснить задачи, которые под силу участнику
Анализ итогов Итоги одного участника отождествляются с итогами других Персональные итоги отождествляются с конкретной сферой достижений
Ширина охвата Большая сфера достижений Закрепляется строгий перечень задач
Характеристика тестового плана Учитывается критериальная таблица Учитывается специфика отдельных критериев
Выбор заданий Выбираются задания, способные продемонстрировать самые разные оценки. Легкие вопросы не включаются Подбираются задания, подходящие для адекватной диагностики. Трудность вопросов намеренно не меняется
Нормативы исполнения Процесс обуславливается определенным положением в группе Процесс обуславливается стандартами безусловного уровня. Качество владения информацией рассчитывается с помощью определения 90% нестандартных терминов

При создании системы формируются определенные методики, цели и область использования общего комплекса инструментов. Вариант и способ разработки зависит от масштаба его будущего применения.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Другие способы классификации

Виды тестирований можно различить по процедуре разработки, средству предъявления, направленности, характеру действий, ведущему признаку и целям использования. Рассмотрим все по порядку.

По процедуре создания:

  • Стандартизированные. Опубликованные и общепринятые задания, используемые для проверки успешности освоения учебной программы.
  • Не стандартизированные. Неформальные тесты составляются учителями и преподавателями (teacher-made tests). Такие задания ориентированы на педагогические потребности нескольких классов или групп учащихся.

По средствам предъявления:

  • бланковые (лист бумаги и ручка);
  • предметные (проверяется скорость и правильность манипуляции предложенными объектами);
  • аппаратурные (используются специальные диагностические устройства для анализа особенностей личности);
  • практические (выдаются правила и особое оснащение).

Для образовательной сферы подходит любой из указанных вариантов. Но, стоит обратить внимание на то, что один и тот же тест, предложенный разными способами, покажет различные результаты.

По направленности:

  • выяснение уровня интеллектуальных возможностей;
  • детерминированность достижений;
  • оценка характеристик личности.

По характеру действий:

  • Вербальные. Нужно работать головой, например, участвовать в словесных баталиях или проходить анкету на контроль знаний.
  • Практические (невербальные). Манипуляция предложенными объектами: детальками, картами, фигурами, блоками.

По ведущему признаку:

  • на скорость (время на выполнение заданий строго ограничено);
  • на мощность (нет ограничений по времени, присутствуют задачи с высоким уровнем сложности);
  • смешанные (используются элементы двух предыдущих типов).

По целям использования (только в сфере образования):

  • определяющие (выясняется уровень базовых знаний и тип поведения учащихся на старте обучения);
  • диагностические (поиск трудных мест в учебной программе);
  • суммирующие (оценка достижений на последнем этапе обучения).

Относительно недавно сформировался еще один вид – онлайн-тесты. Их необходимо проходить в сети Интернет, результаты оглашаются там же. Подобные задания могут иметь самую разную направленность, поэтому пользуются невероятным спросом у пользователей. BrainApps – сервис, на котором вы нгайдете тесты на развитие мозга, разработанные командой профессионалов. С их помощью можно определить уровень интеллекта, выяснить ведущее полушарие серого вещества, узнать степень технической понятливости и многое другое.

Практическое использование

Существуют самые разнообразные типы тестов, но прежде чем приступать к их выполнению, стоит уяснить очень важный момент – эффективные задания могут разработать только специалисты. В сети можно с легкостью наткнуться на непрофессиональный тест, результаты которого ни в коем случае нельзя воспринимать всерьез. Узнав «какой ты герой из сериала Х» или «кем ты был в доисторическую эпоху», практического толка не появится.

Стоящий тест либо имеет краткий обзор с данными о его актуальности, либо ссылку на автора, являющегося профессионалом в определенной сфере. Тест Беннета на BrainApps – отличный тому пример.

Также стоит понимать, что даже самый продуманный и точный тест не окажется достоверным на 100%. Оценить способности и всего человека в целом можно лишь при длительном общении с ним тет-а-тет. Получается, что тестирование – один из множества диагностических инструментов.

Проходя опросы и используя их в своих целях, нужно рассчитывать на то, что они покажут приблизительный результат. В любом случае, они отлично экономят время и помогают подобрать оптимальную стратегию поведения, действий или взаимоотношений.

Резюмируя все это, сделаем два вывода:

  • если применять, то только тесты от профессионалов;
  • результаты тестов – не более чем ориентиры для дальнейшего развития.

Любителям самых несерьезных и сомнительных заданий стоит относиться к ним как к отличному способу провести досуг и развлечься.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 28 оценок, среднее 4.0714285714286 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru