В определенных условиях неправильно подобранный тест может не только исказить результаты, а и оказать отрицательное воздействие на дальнейшую жизнь испытуемого. Это может отразиться на малоэффективном обучении или, при худшем раскладе, поспособствовать неверному выбору профессии. Избежать этого можно, если заранее подготовиться и побольше разузнать информации о типах тестов.
Общепринятая классификация
Сегодня применяют два основных параметра, определяющих принадлежность теста к конкретной категории:
- Ориентир – критерий. Общая группа – критериально-ориентированные тесты.
- Ориентир – норма. Общая группа – нормативно-ориентированные тесты.
Раньше такой подход к систематизации использовался как способ анализа полученных результатов и выступал базой для сравнения. Сейчас он показывает отличия на всех этапах формирования тестов.
Обычно в тестах первого типа результаты интерпретируются логично: выдаются вопросы, находятся ответы и формируются заключения о том, подходит ли участник под установленные критерии.
Второй тип тестов не ограничивается на этом, добавляется показатель рейтинга. Все происходит следующим образом: выдаются задания, даются решения, делаются выводы о том, какими данными владеет испытуемый, и о том, какую позицию он занимает на указанной шкале.
С базовыми параметрами этих двух видов тестирования поможет разобраться представленная таблица:
Параметр | Нормативно-ориентированный тест | Критериально-ориентированный тест |
Сфера использования | Обзор | Определяется уровень владения информацией |
Определение | Найти персональные отличия по степени полученных знаний | Выяснить задачи, которые под силу участнику |
Анализ итогов | Итоги одного участника отождествляются с итогами других | Персональные итоги отождествляются с конкретной сферой достижений |
Ширина охвата | Большая сфера достижений | Закрепляется строгий перечень задач |
Характеристика тестового плана | Учитывается критериальная таблица | Учитывается специфика отдельных критериев |
Выбор заданий | Выбираются задания, способные продемонстрировать самые разные оценки. Легкие вопросы не включаются | Подбираются задания, подходящие для адекватной диагностики. Трудность вопросов намеренно не меняется |
Нормативы исполнения | Процесс обуславливается определенным положением в группе | Процесс обуславливается стандартами безусловного уровня. Качество владения информацией рассчитывается с помощью определения 90% нестандартных терминов |
При создании системы формируются определенные методики, цели и область использования общего комплекса инструментов. Вариант и способ разработки зависит от масштаба его будущего применения.
Другие способы классификации
Виды тестирований можно различить по процедуре разработки, средству предъявления, направленности, характеру действий, ведущему признаку и целям использования. Рассмотрим все по порядку.
По процедуре создания:
- Стандартизированные. Опубликованные и общепринятые задания, используемые для проверки успешности освоения учебной программы.
- Не стандартизированные. Неформальные тесты составляются учителями и преподавателями (teacher-made tests). Такие задания ориентированы на педагогические потребности нескольких классов или групп учащихся.
По средствам предъявления:
- бланковые (лист бумаги и ручка);
- предметные (проверяется скорость и правильность манипуляции предложенными объектами);
- аппаратурные (используются специальные диагностические устройства для анализа особенностей личности);
- практические (выдаются правила и особое оснащение).
Для образовательной сферы подходит любой из указанных вариантов. Но, стоит обратить внимание на то, что один и тот же тест, предложенный разными способами, покажет различные результаты.
По направленности:
- выяснение уровня интеллектуальных возможностей;
- детерминированность достижений;
- оценка характеристик личности.
По характеру действий:
- Вербальные. Нужно работать головой, например, участвовать в словесных баталиях или проходить анкету на контроль знаний.
- Практические (невербальные). Манипуляция предложенными объектами: детальками, картами, фигурами, блоками.
По ведущему признаку:
- на скорость (время на выполнение заданий строго ограничено);
- на мощность (нет ограничений по времени, присутствуют задачи с высоким уровнем сложности);
- смешанные (используются элементы двух предыдущих типов).
По целям использования (только в сфере образования):
- определяющие (выясняется уровень базовых знаний и тип поведения учащихся на старте обучения);
- диагностические (поиск трудных мест в учебной программе);
- суммирующие (оценка достижений на последнем этапе обучения).
Относительно недавно сформировался еще один вид – онлайн-тесты. Их необходимо проходить в сети Интернет, результаты оглашаются там же. Подобные задания могут иметь самую разную направленность, поэтому пользуются невероятным спросом у пользователей. BrainApps – сервис, на котором вы нгайдете тесты на развитие мозга, разработанные командой профессионалов. С их помощью можно определить уровень интеллекта, выяснить ведущее полушарие серого вещества, узнать степень технической понятливости и многое другое.
Практическое использование
Существуют самые разнообразные типы тестов, но прежде чем приступать к их выполнению, стоит уяснить очень важный момент – эффективные задания могут разработать только специалисты. В сети можно с легкостью наткнуться на непрофессиональный тест, результаты которого ни в коем случае нельзя воспринимать всерьез. Узнав «какой ты герой из сериала Х» или «кем ты был в доисторическую эпоху», практического толка не появится.
Стоящий тест либо имеет краткий обзор с данными о его актуальности, либо ссылку на автора, являющегося профессионалом в определенной сфере. Тест Беннета на BrainApps – отличный тому пример.
Также стоит понимать, что даже самый продуманный и точный тест не окажется достоверным на 100%. Оценить способности и всего человека в целом можно лишь при длительном общении с ним тет-а-тет. Получается, что тестирование – один из множества диагностических инструментов.
Проходя опросы и используя их в своих целях, нужно рассчитывать на то, что они покажут приблизительный результат. В любом случае, они отлично экономят время и помогают подобрать оптимальную стратегию поведения, действий или взаимоотношений.
Резюмируя все это, сделаем два вывода:
- если применять, то только тесты от профессионалов;
- результаты тестов – не более чем ориентиры для дальнейшего развития.
Любителям самых несерьезных и сомнительных заданий стоит относиться к ним как к отличному способу провести досуг и развлечься.
бесплатно
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы