Как Михаил Ломоносов стал «универсальным» человеком и как это может помочь в карьере и жизни

Soft-skills

РАЗНОСТОРОННИЙ ТАЛАНТ ЛОМОНОСОВА

Михаил Васильевич Ломоносов – это деятель науки, который является уникальным примером человека, способного успевать в разных областях. Его заслуги в различных научных областях так велики, что их перечисление займет много времени. Так, мы остановимся лишь на нескольких его концепциях.

Современники признавали талант Ломоносова универсальным, видя в нем homo universalis. Наследие великого ученого до сих пор изучается потомками. Но чтобы понять его потрясающую личную эффективность и результативность, давайте заглянем в его биографию, возможно, там хранится секрет его успеха.

Путь к знаниям: история Михаила Ломоносова

Молодой Михаил Ломоносов был увлечен наукой уже с раннего возраста. Он прошел 12-летний курс обучения за пять лет и получил приглашение в Академию наук в Петербурге. Параллельно с учебой, он самостоятельно изучал поэзию, французский и итальянский языки, живопись, фехтование и хореографию.

В Академии Михаилу Ломоносову пришлось быстро выучить немецкий язык, поскольку в декабре 1730 года он тайно отправился из дома и пешком добрался до Москвы, поскольку в то время не было поездов, соединяющих столицу с провинцией. В Москве его наставниками были Христиан Вольф, математик и юрист,
и химик-минералог Иоганн Фридрих Генкель, а также другие известные ученые того времени.

Официально Михаил Ломоносов отправился в Москву из стремления к знаниям, но есть версия, что это произошло из-за решения его отца женить его на достигшей совершеннолетия Михаиле. В любом случае, путь к знаниям оказался долгим и трудным, поскольку пеший переход в Москву занял ему три недели.

По прибытии в Москву Михаил попросился на обучение в Славяно-греко-латинскую академию. Там он самостоятельно занимался грамматикой и арифметикой, которые были основным языком преподавания в академии. В итоге, после возвращения в Петербург, Михаил Ломоносов продолжил изучение естественных наук, работал над различными диссертациями и, в конечном итоге, стал профессором химии в возрасте 34 лет в 1745 году.

Химические достижения Михаила Ломоносова

В своей работе Михаил Ломоносов пришел к выводу, что корпускулы считаются однородными, если состоят из одинакового числа одинаковых элементов, соединенных одинаковым образом. С помощью химических чистых веществ и реактивов, ученый исследовал растворимость солей при разных температурах и получил многие доступные применения, такие как разработка рецептуры фарфоровых масс и производство краски на основе отечественного сырья.

Кроме того, Ломоносов открыл закон сохранения массы вещества в ходе химических реакций, что сделало его менеджером и руководителем. Сфера его прикладных интересов была очень велика — от изобретения газового барометра до микрокристаллоскопии как метода микрохимического анализа.

Его знания в области химии были важными научными достижениями и позволили разобраться в процессах обжига металла и разработать технологию варки цветного стекла. Именно Ломоносов наметил пути исследования химических процессов методами из физики, и именно он ввел в научный оборот термин «физическая химия».

В своей работе Ломоносов использовал только химически чистые вещества, что позволило ему достичь точности до 0,0003 грамма. Пользовательский эффект на текущие задачи – это один из базовых элементов современных методик ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Он также занимался исследованием влияния электрического тока на растворы солей и процессами растворения металла в кислоте. Путем наблюдения за кристаллизацией солей из растворов, Ломоносов первым заявил, что химия как наука должна базироваться на законах природы.

Обширные исследования Михаила Ломоносова требовали новых инструментов, и он пополнил технический арсенал приспособлений целым рядом изобретенных им приборов. Более того, он открыл атомно-корпускулярную теорию и наметил пути исследования химических процессов методами из физики.

Научные достижения Ломоносова в области физики и астрономии

Атомно-корпускулярная теория

Ломоносов сумел объяснить свойства атмосферного воздуха на основе своей атомно-корпускулярной теории и теории теплоты. Он дал объяснение почему атмосферный воздух становится все более разреженным по мере удаления от земли.

Исследования в области астрономии

Исследования в области астрономии вдохновили Ломоносова на усовершенствование зеркального телескопа, который использовался с времен Ньютона. Это позволило ему достичь большей точности в наблюдениях.

Изучение атмосферных явлений

Ломоносов занимался изучением природы грозовых разрядов и атмосферного электричества. Он объяснил причину возникновения электрического разряда в грозовых облаках и предположил возможность существования абсолютного нуля, когда любое движение частиц прекращается.

Открытие трехслойности атмосферы

На основе своих исследований Ломоносов предположил, что существует предел, при котором воздух не сможет разрежаться далее. Он также пришел к выводу о трехслойности атмосферы, что было прорывом для науки того времени.

Молекулярно-кинетическая трактовка тепловых явлений

Разработав теорию теплоты, Ломоносов предложил молекулярно-кинетическую трактовку тепловых явлений. Он всегда считал важным опираться в химических опытах на законы природы, и проводил множество исследований в области физики и смежных с ней областях: гео- и биофизике, метрологии, астрономии, физике атмосферы, минералогии, физике северных сияний.

В итоге его научных достижений можно применить в настоящее время, используя персонализированное приложение для саморазвития, такое как BrainApps, для развития карьеры и оттачивания социальных навыков.

Ломоносов — универсальный человек науки

Михаил Ломоносов — выдающийся ученый, который был знаком в различных научных областях. Он сделал большой вклад в развитие естественных наук, включая химию, астрономию, геологию, минералогию и физику. Его достижения в науке не ограничиваются только этими областями знания. Он также внес значительный вклад в развитие системы образования, включая создание Московского университета.

Развитие химии

Ломоносов разработал атомно-корпускулярную теорию, которая предвосхитила современную теорию химического строения вещества. Он также внедрил исчисляемость в химии, что позволяет измерять результаты исследований. Значительный вклад Ломоносова в естественные науки заключался также в разработке физической химии, а также в изучении растворимости солей и свойств соляных растворов.

Достижения в астрономии

Ломоносов сделал огромный вклад в астрономию. Он усовершенствовал телескоп для астрономических исследований. Он также сделал карту Арктики, а также исследовал морские глубины с помощью своего оптического батоскопа.

Достижения в геологии и минералогии

Ломоносов разработал классификацию природных льдов и выводил, что тектонические процессы образуют рудные полезные ископаемые в почве. Он считал, что уголь, торф и янтарь имеют органическое происхождение. Он также просчитал примерное время образования различных полезных ископаемых, основываясь на их происхождении.

Секрет успеха Ломоносова

Интересен тот факт, что некоторые из самых великих достижений Ломоносова были сделаны в областях, в которых он не был экспертом. Его тайна успеха заключалась в его проактивности и любопытстве. Он использовал все доступные ему средства для получения знаний и брался за все интересные исследования.