Когнитивные искажения. Ошибки мышления и восприятия

когнитивные искажения Здоровье мозга

Мы часто обманываем себя и сами о том не ведаем. Умысла в этом нет никакого: так уж устроено наше мышление. Но мы вполне способны распознать когнитивные искажения, увидеть свои ошибки и научиться их исправлять.

Когнитивные искажения умело мимикрируют под здоровые мыслительные процессы. Подчас сложно бывает додуматься самостоятельно, что ход мыслей неверен.

В «Википедии» изложены более 170 видов самообмана. Есть весьма схожие, а есть полностью повторяющие друг друга. Не обязательно все знать наизусть, но но иногда стоит просматривать наиболее распространенные из них, находить свои «любимые» и осознанно расправляться с ними.

Отчего наш ум любит ошибаться

Все когнитивные искажения имеют свой источник. В общем случае это защитная реакция мозга на стрессогенные окружающие факторы.

Тренер-коуч и популярный блогер Бастер Бенсон их классифицировал. Он составил сводную таблицу, очистил повторы, сфокусировал основные типы когнитивных искажений. У него получилось 20 типовых заблуждений, присущих нашему мозгу.

Все сценарии этих ментальных ошибок крутятся вокруг четырех основных проблем. Итак,

  1. Как эффективно противостоять избыточным информационным потокам.
  2. Что делать, когда ты ни в чем не можешь разобраться.
  3. Как быстро принимать решения.
  4. Как не упустить важное и отсеять бесполезное.

Итак, ниже изложены когнитивные искажения, которые решают первую проблему.

Наиглавнейшая проблема: избыток информации

Чтобы не утонуть в потоке информации, мозг ее сортирует для дальнейшего переваривания и отсекает ненужное.

Мы распознаем уже ранее знакомую нам информацию

Как известно, повторение — мать учения. Это непреложная аксиома, даже если мы осознанно не заучиваем данные. Намного лучше получается распознавать ранее известные и понятные вещи. Это свойство подтверждает такие когнитивные искажения:

Эвристика доступности. На любую новую информацию вешается ярлык, исходя из прошлых воспоминаний и ассоциаций. Логика этого действия такова: если что-то легко вспомнить, значит, это важно. А то, что вспомнить сложно — менее важно и существенно. То, что вас взволновало, произошло с вами или с близкими людьми. То, что можно посмотреть, пощупать, понюхать — наш личный опыт. Исходя из него мы и черпаем понимание всей новой информации.

Например, знакомый, сосед уехал в столицу и достиг там определенного успеха. Значит, там «медом намазано». Все жители столицы имеют крутой статус и купаются в деньгах.

Ошибка базового процента. Игнорируя объективные статистические данные. придаем значение частным случаям и на их основе делаем обобщающие выводы. Например, вы простудились после прививки от коронавируса, значит, вакцина вредна. Прививка спасает миллионы людей, но когнитивным искажениям фиолетово на статистику.

Расщепление внимания. Уделяем внимание тому, что нас волнует, а всего остального как бы и не существует. Если кто-то «повернут» на брендах, то он не пройдет мимо и отметит новую сумку у коллеги. Тот, кто не отмечает праздник — забудет поздравить с ним друзей и близких. Это просто не входит в круг его интересов.

Иллюзия частоты. Мы обращаем в первую очередь внимание на то, что недавно вызвало наш интерес. Например, вы посмотрели в Ютуб интересный влог о здоровом образе жизни, воодушевились и получили мотивацию к работе над собой в этом направлении. И нежданно-негаданно обнаруживается на каждом пятачке то фитнес-центр, то магазин спортивного питания. Они же были и раньше, но вы не обращали на них никакого внимания.

Эффект псевдоистины. Есть общая тенденция верить словам, которые повторяют множество раз. Давно подмечено: если сто раз назвать человека свиньей, на сто первый он хрюкнет.

Псевдоистину активно используют в пропагандистских, рекламных целях. Один из самых простых способов манипуляции массовым сознанием — повторять нужный тезис в бесконечное число раз.

Эффект известности объекта. Мы отдаем предпочтение тому из них, что уже знаем или который на слуху. На этом когнитивном искажении и строится реклама. Мы видим пачку сливочного масла с аршинной надписью «Советское» и «Знаком качества» на упаковке. Или мороженое «Пломбир за 48 копеек». Все, в подкорке процесс принятия решений запущен. Это когнитивное искажение часто удерживает от импульсивных поступков, но не не упускайте из виду, что лучшее — враг хорошего.

Контекстность. Окружающая обстановка влияет на восприятие. Комфортнее читать и запоминать данные в уютном помещении, а не в переполненном транспорте. Это знаменитая уловка и у маркетологов. Если вы находитесь в приятной обстановке, то вы готовы платить за товар или услугу более высокую цену. Одна квартира была продана выше рыночной цены благодаря вкусному запаху пирогов, которые пекла хозяйка перед приходом потенциальных покупателей.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Забвение без контекста. Мозг отличается, в частности, от Гугла тем, что не способен искать информацию по ключевым словам. Иногда требуется ассоциация, чтобы отыскать в памяти необходимое. 6-летний мальчик, занимаясь в шахматном кружке, забыл название последней вертикали шахматной доски. После занятий, кушая яблоко, вспомнил по характерному звуку «Аш».

Восстановлению в памяти нужной информации способствуют всевозможные раздражители — звуки, запахи и даже ваше настроение.

Потеря эмпатии. Роль внутреннего состояния в поведении человека чрезвычайно велика. Если вы чем-то сильно раздражены, то, возможно, есть смысл перекусить или поспать, а не ругаться.

Недооценка бездействия. Дурные поступки мы осуждаем, а вот бездействие — нет. Поэтому, когда нужно действовать, мы больше склонны к наблюдению со стороны.

Мы видим только неординарное

Забавные, прикольные, искрометные, ошеломляющие новости заметнее, чем обычные, рутинные.

Эффект изоляции. Отдельно расположенные и необычные объекты запоминаются лучше однотипных. Например, буква среди цифр, шутка на утомительном совещании, броская упаковка на полке с привычными товарами. Если дизайн сайтов или программ схожей тематики яркий, то выделится из них минималистичный. Здесь же и приоритетность изображения над текстом.

Эффект соотнесения с собой. Герой книги, кинофильма, музыкального клипа запомнится ярче, если в чем-то окажется схож с нами.

Эффект сопричастности. То, что создали мы, важнее имеющего чужое авторство. Наш ребёнок лучше всех на свете, наш проект самый крутой, наш отдел самый ценный в бизнесе компании и т.д.

Фиксация на негативе. Отсюда популярность криминальных хроник, скандальных ток-шоу, разборок и сплетен среди знаменитостей.

Реагируем только на изменения

Мы оцениваем факты и явления по тому, чем все закончилось в итоге.

Эффект якоря. Когнитивное искажение при оценке чисел. Например: краудфандинг на сайте или благотворительный марафон. Но в одном месте кнопки пожертвования «50 рублей» и «другая сумма», а в другом вместо «50» — «150 рублей». Во втором случае собрать денежных средств получится больше.

Это же когнитивное искажение используют в рекламных целях, манипулируя скидками на товар.

Эффект контраста. От этого сравнения зависит наша субъективная оценка события. Например, человек радуется покупке, пока не узнает, что в другом магазине эта же вещь стоит дешевле.

Фрейминг. Мы реагируем на событие в зависимости от его подачи в описании. Стакан наполовину то ли полон, то ли пуст. Потерю оборота бизнеса во время карантина можно обозначить: «Мы потеряли половину клиентов», или «Мы сумели сохранить половину клиентов». Здесь два противоположных мнения, хотя событие одно и то же.

Консерватизм мышления. Все, что противоречат устоявшейся в мозгу картинке, мы усваиваем крайне неохотно. И ещё медленнее меняем свое отношение к происходящему. Информацию, которая не противоречит нашим стереотипам, укладывается в голове быстрее.

Денежная иллюзия. Мы оцениваем количество денег по номиналу. Миллион как бы это много. Не разбираясь, в какой валюте. Мы оцениваем число нулей, а не реальную стоимость денег. А она складывается из того, сколько можно приобрести товаров и услуг на эту сумму. Пример — правильнее сравнивать ВВП стран не по номиналу, а по паритету покупательной способности.

Субъективность в оценке отличий. Рассматривая предметы по отдельности, мы не видим различий, заметных при сравнении бок о бок. Иногда сложно различить близнецов, но, когда они рядом, их уже не перепутать.

Мы любим свои убеждения

А еще нам нравятся лишь те советы, которые одобряют уже принятое решение. Мы избегаем частностей, которые противоречат нашим убеждениям.

Предвзятость и селективное восприятие. Мы подгоняем поиск информации к тому диапазону, который подтверждает нашу точку зрения. К примеру, человек убежден, что коронавирус — это бактериологическое оружие всемирных заговорщиков. Несомненно, он найдёт и предоставит доказательства этому. Любые доводы оппонентов окажутся тщетными.

Искажение в восприятии выбора. Сначала мы этот выбор делаем, потом подгоняем под него нужное оправдание. Сперва покупаем вещь, потом придумываем, для чего же она нам нужна.

Чем хуже выбор, тем выше полет творчества в обосновании наших поступков.

Эффект страуса. Мы «прячем голову в песок», чтобы скрыть неудачность нашего выбора. Прямиком из детства: раз я вас не вижу, то и вы меня не видите, я в домике.

Эффект ожидания наблюдателя. Наши ожидания во многом диктуют наше поведение. Если мы верим, что регулярные пробежки помогут похудеть, мы занимаемся охотнее. Если мы не ждём, что сможем справиться с заданием, то выполняем его спустя рукава.

Мы замечаем чужие ошибки

А вот свои почему-то признавать не хотим. Посмотрите-ка на себя. Не пропустили ли вы какое-то когнитивное искажение?

Слепое пятно. Мы не видим когнитивных искажений в собственном мышлении. Тем они и опасны, что их трудно распознать.

Наивный реализм и наивный цинизм. Кого мы считаем авторитетным, ориентиром, по которому сверяем нашу оценочную шкалу? Ну, конечно же, себя любимого. И тот, кто с нами не согласен, не прав. «Кто не с нами, тот против нас».

Как работать с этой информацией

Прочитать несколько раз с интервалами в несколько дней, недель, месяцев. В этой статье перечислены только те ошибки, что затрудняют усвоение информации. Их можно разбить на четыре группы:

  1. Не хотим получать новую информацию.
  2. Реагируем лишь на необычное, не уделяем внимания рутине.
  3. Не желаем объективно сравнивать факты, предметы, явления, людей.
  4. Не замечаем своих ошибок.

Из ложного посыла нельзя сделать правильного вывода. Тем эти когнитивные искажения и опасны: мы выстраиваем для себя картину мира, которая имеет крайне мало общего с реальностью.

«Семь шапок из овчинки не выкроишь никак!»

https://youtu.be/a27YCMFsob0

Если, принимая решение, вы обнаружите у себя хоть одно когнитивное искажение и сможете его исправить, то сделаете правильный выбор.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 29 оценок, среднее 4 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru