Иногда школьные неудачи объясняются не столько низким уровнем интеллекта ребенка, сколько недостаточным вниманием педагогов и родителей к этой проблеме. Акцент, как правило, делается на наличие знаний, а ведь их нужно уметь получить.
Большинство ученых-психологов считают, что для формирования интеллектуальных умений (анализ, синтез, обобщение, классификация и т. д.) необходимо развивать у детей:
Внимание
Поступая в школу, малыш осваивает новую для себя деятельность. По сравнению с игрой, учеба требует большей концентрации, а значит, и произвольного внимания. Необходимо сосредоточиться не на том, что заинтересовало сейчас, а на том, что нужно делать именно в данный момент. Рассказ учителя важней, чем летящий за окном самолет.
У младшего школьника, особенно у первоклассника, внимание еще неустойчиво, поэтому учитель строит обучение как игру, пытается заинтересовать учеников яркими картинками, интересными историями, часто меняет задания, проводит физкультминутки.
Ближе к четвертому классу дети уже способны направлять свое внимание на серьезные дела, но силы воли им еще может не хватать.
Развитию внимания способствуют игры типа:
- «Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет расположение предметов);
- «Чего не стало?» (убирается что-то одно);
- упражнение «Корректурная проба» (предлагается найти и зачеркнуть повторяющиеся элементы) и некоторые другие методики.
Память
Без опоры на прошлое невозможно строить свою жизнь. Благодаря памяти происходит передача опыта последующим поколениям, на основе которого человечество идет дальше. Маленький ребенок помнит то, что ему интересно, а школьнику необходимо приложить усилия.
В начальных классах память развивают при помощи заучивания стихов, правил по русскому языку, пересказа. Для этого применяют опорные схемы, ориентируют детей на осмысление материала.
Мышление
Если бы у людей была только память, то они так бы и остались на первобытной стадии развития. Все достижения прогресса происходят благодаря мышлению. При этом очень важна природная любознательность ребенка, который стремится все увидеть, потрогать, собрать, разобрать и мучает взрослых вопросами.
Суть работы по развитию мышления у младших школьников состоит в том, чтобы научить их мыслить обобщенно, заложить основы теоретического познания. До школы малыш рассуждает относительно себя (лето пролетело быстро, а ждать маму в детском саду – долго). Теперь нужно понять, что существуют способы мышления, выработанные человечеством, и большинство закономерностей не зависят от наших внутренних ощущений (лето длится три месяца, а мама приходит через 8-10 часов).
Воображение
Впрочем, само по себе мышление еще не гарантирует появления новых изобретений, произведений искусства, открытий в области математики и других наук. Творческие достижения возможны благодаря воображению.
Дети в возрасте от 7 до 11 лет неплохо фантазируют, сочиняют, придумывают несуществующих друзей и сказочные страны. Без руководства педагога или психолога воображение становится неуправляемым, и ребенок испытывает страхи или застревает в своих фантазиях. Предупредить ситуацию помогут занятия творчеством:
- рисование;
- создание музыкальных композиций;
- сочинение стихов и т. д.
Речь
У ученика 1-4 классов речь становится более произвольной. Ребенок обдумывает свои высказывания, пытается подобрать нужные слова, пробует выражать мысли письменно, использует разнообразные синонимы, омонимы, антонимы, сложные предложения.
Для этого возраста характерно языковое чутье, поэтому дети с удовольствием подбирают рифмы и ассоциации к словам, отгадывают загадки, решают ребусы и кроссворды. Такие упражнения также полезны для повышения интеллекта.
И напоследок стоит отметить то, что привычка «напрягать ум» в начальной школе не пройдет для ребенка даром: она поможет ему справляться с интеллектуальными задачами в будущем, а это очень важно для его дальнейшего умственного развития.
бесплатно
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы