Как эффект сверхоправдания может помочь улучшить вашу карьеру и жизнь

Психология и самоанализ

Зачем платить за любимое увлечение, если можно получать удовольствие бесплатно?

Для многих людей хобби становится источником чистой радости, где они могут наслаждаться моментом и погрузиться в свой мир без внешнего вознаграждения. Одним из преимуществ хобби является то, что вы можете получать удовольствие от занятия без установленных правил и ограничений. При этом необходимо отметить, что введение оплаты за занятие любимым хобби может негативно повлиять на желание заниматься им.

Данное явление называется эффектом сверхоправдания и оказывает серьезное влияние на мотивацию и поведение человека. Как правило, когда человек делает что-то бесплатно, он ощущает сильную мотивацию к занятию, так как внутренне готов делать это без всякого вознаграждения. Но как только дело касается оплаты, у человека появляется ощущение, что с его занятием связана дополнительная ответственность. Именно поэтому многие люди, которые начинают получать деньги за занятие своим увлечением, могут потерять интерес к нему.

Необходимо рассмотреть подробнее, почему данное явление возникает. Существуют различные точки зрения на эту тему. Одна из них заключается в том, что когда людям предлагают деньги за то, что они уже делают бесплатно, они начинают оценивать свое увлечение в денежных терминах, что ставит под угрозу их внутреннюю мотивацию и страсть к занятию.

Виды деятельности и мотивация

Человеческая деятельность может быть разделена на виды по природе их интересности и целей. Одни виды деятельности приносят большое удовольствие, другие не так интересны, но все же нужны для достижения личных или общественных целей.

Интерес к деятельности может основываться на внутренней мотивации или внешней мотивации. Внешняя мотивация возникает, когда необходимо получить внешнее вознаграждение, например, деньги или признание коллег.

Интересная особенность внешней мотивации заключается в том, что она может приносить результаты только в короткой перспективе. В то время как внутренняя мотивация становится «дизайном» нашей жизни, позволяя приобретать знания и умения, который могут продолжать помогать в более длительной перспективе.

Начало деятельности может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей. В первоначальный период сочетания внутренней мотивации и внешней мотивации человек продолжает деятельность. Однако, как только внешний стимул прекращается, интерес к деятельности также исчезает.

Эффект сверхоправдания описывает ситуацию, когда вознаграждение за интересную деятельность фактически уменьшает внутреннюю мотивацию к выполнению этой деятельности. Такой эффект происходит, когда материальные стимулы встревают внешнее вмешательство и уменьшают чувство автономии. Кроме того, материальные стимулы могут быть восприняты как неуверенность в собственных способностях, что вызывает чувство неполноценности. Наконец, материальные стимулы не могут способствовать проявлению альтруистического поведения, что ограничивает развитие отношений.

Эффект сверхоправдания

Один из важных аспектов в развитии личности — сохранение внутренней мотивации. внимание ученных привлекает эффект сверхоправдания, который проявляется в том, что ожидание награды, может уменьшить интерес человека к выполнению задачи.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Этот эффект был впервые выявлен тремя профессорами социальной психологии — Марком Леппером, Дэвидом Грином и Ричардом Нисбеттом в 1973 году. Они провели эксперимент со студентами-бакалаврами, которые проявляли интерес к разгадыванию головоломок. Ученые разделили их на две группы: одной начали платить за решение задач, а вторая продолжала это делать без вознаграждения.

Когда был удален финансовый стимул, студенты, которым платили, потеряли интерес к разгадыванию головоломок. Однако аналогичный эксперимент с детьми, которые любят рисовать фломастерами, выявил другую тенденцию. Детей разделили на три группы. Как показал эксперимент, дети, которым обещали награду за рисование, рисовали значительно реже, а изменилось поведение только в первой группе, которых попросили рисовать фломастерами, но никаких обещаний по поводу награды не давали.

Эта работа стала важным прорывом в понимании внутреннего мотива и показала, что ожидание вознаграждения может снижать внутренний интерес к задаче. Но неожиданное поощрение не влияет на внутреннюю мотивацию. Ключевой фактор — поощрение должно быть случайным, неожиданным и не зависеть от результата. Такой подход помогает сохранить внутреннюю мотивацию и интерес к выполнению задачи на долгосрочной основе.

Как внутренний интерес и мотивация влияют на нашу жизнь?

В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с эффектом сверхоправдания — мы верим в то, что мы хотим верить, а не в то, что является правдой. Согласно недавнему исследованию, люди часто считают, что для мотивации к действию нужно предложить вознаграждение, но это не всегда верно. Например, когда деятельность вызывает внутренний интерес, ожидание вознаграждения может даже уменьшить мотивацию и удовлетворение от ее выполнения.

Система образования, ориентированная на зависимость от оценок, снижает интерес к получению знаний. Но, отметочная система обучения может способствовать росту внутреннего интереса к учебным предметам. Это происходит, когда студенты начинают фокусироваться на своих собственных достижениях вместо заботы об оценках.

Профессия, основанная на любви к делу, может терять свой внутренний интерес, когда начинает хорошо оплачиваться. Это означает, что вознаграждение за работу может уменьшить удовлетворение от самой работы. Получение прибавки к зарплате может иметь не самые радужные последствия для психического здоровья.

Чтобы улучшить свое психическое здоровье и научиться управлять своими эмоциями, вы можете воспользоваться онлайн-программой «Психическая саморегуляция». Она поможет вам стать свободным от волнений, страха, прокрастинации и стресса, освоить различные техники психической саморегуляции и укрепить волю.

Как правильно поощрять хорошие результаты

Награда за хорошее исполнение действия не всегда приводит к тому, что мы ожидаем. Если же награда вручается за конкретные навыки, это повышает личный интерес.

Если мы поощряем детей на действия в целом, это может подорвать их автономию и понизить интерес к деятельности. Поэтому следует поощрять только за хороший результат.

Родители не должны разрешать детям играть на компьютере за выполнение плохой работы на инструменте. Вместо этого следует похвалить ребенка за хорошие результаты, а не за совершенные действия.

Награды и словесная похвала могут быть хорошими только в том случае, если они дается только за хороший результат. Также стоит учитывать, что прихвалу следует давать за усилия, а не за способности.

Главная цель похвалы – вызвать у ребенка чувство компетентности и уверенности в том, что при вложении достаточных усилий он может достигнуть успеха.

Наказание и мотивация: научитесь управлять своим поведением

Управление своим поведением — важный шаг в саморазвитии. Но как заставить себя повиноваться своим же правилам? В этом поможет эффект сверхоправдания, который работает как со сверхнаграждениями, так и со сверхнаказаниями. Вместо того, чтобы наказывать себя, следует сконцентрироваться на том, что делать правильно.

Нередко человек может решить не обманывать на экзамене, говоря себе, что это неправильно. Но на самом деле мотивация может быть обусловлена не моральными принципами, а сложностью обмануть. Если же угроза наказания возрастает, вероятность того, что человек будет усваивать запрет на определенное поведение, уменьшается. Наказание должно быть заслуженным и дозированным. Должно быть достаточно сильным, чтобы подавить неправильное поведение, но не настолько суровым, чтобы исказить внутренние убеждения человека.

Следующий шаг — увеличить внутреннюю мотивацию. Если человек считает, что он выполнил задачу только благодаря внешним факторам, является эффект сверхоправдания. Поэтому внутренняя мотивация повышает трудолюбие и результативность. Если же вознаграждение или принуждение путем внешнего давления становятся главными факторами, то деятельность может перестать приносить удовольствие и стать контрпродуктивной.

Важно любить то, чем занимаетесь и быть преданными своему делу. Достойные гонорары могут повысить уровень удовлетворенности от работы, но любовь к делу и внутренняя мотивация сделают работу более продуктивной и приятной.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 3 оценки, среднее 3.6666666666667 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru