Запоминание бесполезной информации: почему это происходит и как повлиять на свою память?

Психология и самоанализ

Непроизвольное запоминание: что это такое и зачем оно нужно?

память — это механизм, позволяющий человеку помнить и использовать для своих нужд уже известную информацию. Огромное значение для нашей жизни имеет именно память, без нее мы не смогли бы научиться новым вещам, развиваться и продвигаться вперед.

Обычно память условно делится на два типа — произвольную и непроизвольную. Первый тип соответствует запоминанию информации специально для выполнения каких-то задач — например, мы можем запомнить иностранные слова для того, чтобы потом применить их в разговоре. Второй тип, непроизвольное запоминание, скорее связан с нашими эмоциями и подсознанием.

Сегодня мы поговорим об изучении последнего типа запоминания — непроизвольного. В текущей экономической ситуации каждый из нас хочет получать большую информацию за короткое время. Мы быстро находим нужную нам информацию в поисковых системах, но затем ненужная информация запоминается, а нужная может вылететь из головы.

В настоящее время ученые изучают методики непроизвольного запоминания. Невероятное количество механизмов, управляющих этим процессом, находится в человеческом мозге. Современные технологии позволяют изучать и оптимизировать процессы, происходящие при непроизвольном запоминании.

Память и запоминание: основные понятия

Наша память — это неотъемлемая часть нашей жизни. Она помогает нам сохранять и организовывать наш опыт, делая его доступным для использования в будущем. Но что такое память и запоминание?

Память — это сложный процесс в мозге, который заключается в организации, кодировании, сохранении и извлечении информации. Она представляет собой своего рода «библиотеку» нашего опыта, которая может использоваться в нашей повседневной жизни, при обучении и принятии решений.

Запоминание — это процесс введения новых знаний или информации в нашу память. Оно состоит из нескольких этапов, включая восприятие информации, ее обработку, кодирование и сохранение. Запоминание является одним из многих занятий, которые занимают сотрудники «склада» нашей памяти, добавляя новую «продукцию» — знания и умения.

Мы можем представить нашу память в виде склада, на котором работают грузчики и кладовщики. Грузчики — это наши чувства, которые перенаправляют информацию, поступающую от окружающего нас мира. Кладовщики, в свою очередь, организуют и сохраняют эту информацию. Запоминание — это одно из занятий наших сотрудников, которые загружают новую «продукцию», чтобы мы могли использовать ее в будущем.

Различия между произвольным и непроизвольным запоминанием

Память — сложный процесс, подразумевающий как произвольное, так и непроизвольное запоминание информации. Различия между ними заключаются в наличии или отсутствии намеренного усилия для ее запоминания.

Произвольное запоминание подразумевает наличие целенаправленного внимания и целенаправленных действий, направленных на загрузку информации в память. Это происходит, например, при учении таблиц умножения или запоминании новых слов.

Непроизвольное запоминание, напротив, происходит случайно и без намерения запомнить информацию. Также это процесс, который не зависит от целенаправленного использования памяти и обычно наблюдается в повседневных ситуациях.

Чтобы проиллюстрировать эту идею, рассмотрим следующий пример. В одной из задач для дошкольников ребята должны разложить карточки на предметы двух групп. После завершения задания, дети могут отойти и начать заниматься чем-то другим. Однако во время этого временного промежутка их мозги продолжают работать и обрабатывать информацию. В результате многие дети, не осознавая этого, запоминают большинство предметов на карточках, которые они разбирали на группы.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Таким образом, произвольное и непроизвольное запоминание — это два разных процесса, но оба играют важную роль в работе нашей памяти и помогают нам запоминать и перерабатывать информацию в повседневных условиях.

Две методики изучения непроизвольного запоминания

Ученые А. А. Смирнов и П. И. Зинченко провели исследования процессов запоминания и создали две методики изучения непроизвольного запоминания.

Первая методика была описана в книге А. А. Смирнова под названием «Методика изучения детского непроизвольного запоминания». Она описывает, как изучать непроизвольное запоминание у детей разного возраста и использовать эту информацию для обучения.

Вторая методика описана в книге П. И. Зинченко под названием «Методика изучения непроизвольного запоминания взрослых». Ее целью является изучение непроизвольного запоминания у взрослых и использование этой информации для повышения эффективности обучения и тренировок.

Обе методики являются краеугольными камнями исследований в области запоминания и могут быть полезными как для учителей, так и для спортсменов, которые хотят улучшить свои способности запоминать.

Эксперимент Зинченко: Как правильно запоминать информацию

Петр Иванович Зинченко провел интересный эксперимент, который показал, что эффективное запоминание информации зависит от целенаправленной деятельности человека.

Эксперимент был разделен на три этапа. На первом этапе испытуемым предложили разделить карточки с изображениями по смыслу на несколько групп и вспомнить, что было изображено в центре, а что в углу, цифры на карточках никто не назвал.

Второй этап состоял в том, что испытуемым предложили расположить карточки по возрастанию чисел и ТЕПЕРЬ все вспомнили, какие были изображены на карточках цифры, но не смогли вспомнить, что было изображено на картинках. На третьем этапе психолог поставил перед испытуемыми задачу положить другие карточки на уже разложенные, чтобы получились такие ассоциативные пары, и в результате взрослые испытуемые без труда назвали картинки.

Зинченко из этого эксперимента сделал вывод, что информация хорошо запоминается только тогда, когда она сопряжена с целенаправленной деятельностью человека, а случайное запоминание встречается редко. Поэтому, для того чтобы эффективно запоминать, нужно стараться связывать информацию с нужными действиями и задачами, что поможет улучшить вашу память и успешно развиваться в различных сферах жизни.

Запоминание деталей: что эффективнее?

Когда мы пытаемся запомнить что-то, наше внимание обращается к различным характеристикам, таким как цвет, форма, аромат или звук. Но вот что на самом деле помогает нам лучше запоминать информацию?

В эксперименте, проведенном Анатолием Александровичем Смирновым, участникам было предложено вспомнить детали их ежедневного пути с работы до дома. Исследование показало, что люди лучше запоминают детали, связанные с действиями, например, что они делали или встретили по пути, а не мысли или впечатления, такие как цвет автобуса или температура окружающей среды.

Также было замечено, что люди лучше запоминают события, связанные с проблемами, удачами или вызвавшими удивление. Участники эксперимента, которые столкнулись с каким-то неожиданным или проблемным событием, вспоминали детали своего пути с гораздо большей ясностью, чем участники, которые прошли путь без происшествий.

Главный вывод Анатолия Александровича Смирнова заключается в том, что люди запоминают только то, что вызывает эмоции и связано с действиями. Это согласуется с другими экспериментами о действии непроизвольного запоминания, проведенных Петром Ивановичем Зинченко.

Почему мы забываем определенную информацию?

Люди имеют склонность запоминать одну информацию, а другую забывать. Но что заставляет нас забывать? В непроизвольной памяти информация может вытесняться из своего места из-за желания человека избежать неприятных ощущений. Вытесняются не только неприятные воспоминания, но и те, которые связаны с ними.

Однако, вытесненную информацию можно восстановить, осознав мотивы ее вытеснения. Результаты изысканий Зигмунда Фрейда поясняют этот феномен. Фрейд опрашивал двух путешественников, которые жили в одинаковых условиях, но различно вспоминали свои приключения.

Это можно объяснить нежеланием испытывать отрицательные эмоции. Согласно исследованию, каждый раз, когда человек сталкивается с подобной негативной информацией, она вызывает болезненные эмоции, которые могут провернуться в многолетние психологические проблемы.

Фрейд приводит собственный пример — он забыл местоположение магазина, в котором было обещано купить музыкальную шкатулку знакомой. Спустя некоторое время Фрейд понял, что магазин находится рядом с людьми, которые у него находятся в плохих отношениях, и эти эмоции замаскировали факт в памяти.

Как запомнить больше нужной информации?

Запоминаемая информация может уйти из головы, если она недостаточно интересна или не приносит никакой пользы. Однако, есть несколько способов, которые помогут сохранить в памяти большее количество информации.

Первый способ — непроизвольное запоминание. Оно происходит, когда вы связываете детали с действием или находитесь в состоянии сильных эмоций. Например, вы лучше запомните телефонный номер, если повторите его несколько раз или свяжете его с каким-то действием, например, круговым движением руки.

Второй способ — забывание ненужной информации. Информация может быть забыта из-за ее ненадобности или неприятности. Поэтому, чтобы сохранить в памяти нужные вещи, необходимо избавиться от всего лишнего и сосредоточиться на самом важном.

Третий способ — умение запоминать ненужную информацию. Иногда мы запоминаем ненужную информацию, а нужные вещи забываем. Чтобы этого избежать, стоит обращать внимание на саму информацию и учиться отбирать важное от неважного.

Четвертый способ — стараться испытывать позитивные эмоции. Для запоминания большего количества нужной информации, необходимо испытывать положительные эмоции. Интересный и увлекательный процесс запоминания, связанный с положительными эмоциями, значительно увеличивает шансы сохранения информации в памяти.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 3 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru