Кто такие Дислексики или почему мозг не хочет обучаться?

дислексия или как заставить мозг работать Это интересно

Случается, что люди не могут овладеть навыками чтения по различным причинам. Это могут быть проблемы со зрением или замедленное развитие моторики. В последнем случае, к примеру, человек не может листать страницы. Проблемы с усвоением материала возможны как в результате умственной отсталости, так и различных эмоциональных нарушений. Кроме того, это может быть следствием культурного или экономического неблагополучия.

Существуют и случаи, связанные с особенностями структуры и работы головного мозга. Это расстройства обучения (learning disabilities) – неврологические нарушения, которые влияют на способность мозга воспринимать, запоминать, воспроизводить новую информацию, реагировать на нее. В то же время, человек может иметь средний или выше среднего интеллект, не иметь нарушений функций органов чувств. И это ему не мешает сталкиваться с трудностями во время чтения.

Что такое дислексия

Среди расстройств обучения наиболее часто встречается дислексиясовокупность симптомов, связанных с трудностями овладения языковыми навыками, прежде всего чтением. В то же время, люди с дислексией имеют проблемы и с другими навыками, например письмом и произношением.

В современном мире дислексии уделяют много внимания, чего пока нельзя сказать о нашей стране. Поэтому воспользуемся, прежде всего, мировым опытом изучения проблемы.

Причины возникновения

В настоящее время известно, что мозг людей с дислексией «устроен» несколько иначе.

Доктор Салли Шейвиц (Sally Shaywitz) осуществила выдающееся исследование с использованием магнитно-резонансной томографии. Снимки МРТ показали, что взрослые дислексики имеют пониженную активность в зоне мозга, который отвечает за чтение, и повышенную – в зоне, ответственной за внимание и распознавание звуков.

Поэтому неудивительно, что дислексики больше устают после работы, ведь их мозг буквально работает на пределе возможностей. Дислексики больше полагаются на правое полушарие мозга, которое связано с интуицией, креативностью, искусством. Левое же полушарие отвечает как раз за чтение и речь.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Это занимательно

Проверить, какое полушарие мозга больше развито у вас можно, пройдя короткий тест.

Еще одно исследование должно было доказать, что дислексики имеют интеллект выше среднего. Принято считать, что, человек с высоким интеллектом будет и хорошим читателем. Но дислексия опровергает это мнение. У типичных читателей IQ и умение читать динамически связаны. Когда растет один показатель, то растет и другой. Однако, обнаружилось, что у дислексиков уровень IQ и навыки чтения не влияют друг на друга.

Это интересно

Более подробнее ознакомиться с уровнями IQ и узнать свой уровень интеллекта можно на нашем сайте.

Распространенность

Случаи дислексии попадаются среди людей разного этнического происхождения и социально-экономического статуса.

Считается, что от 5 до 10 % населения мира являются дислексиками, хотя эта цифра может достигать и 17 %.

Определить точное количество дислексиков сложно из-за слабой распространенности диагностики этого расстройства. Вторым фактором является нежелание самих носителей раскрывать свой диагноз.
Не все дислексики нуждаются в специальном обучении, но им приходится преодолевать ряд трудностей, которые возникают в процессе обучения. Но, благодаря четкой и систематической помощи с чтением и письмом они все же добиваются успехов. Дислексия может быть унаследованной, поэтому родители-дислексики имеют риск получить детей тоже с признаками дислексии.

Проявления

Дислексики имеют проблемы не с пониманием языка, а с его использованием. На ранних этапах чтения и письма у некоторых детей возникают не слишком значительные затруднения. Но, по мере усложнения программ обучения, они спотыкаются на таких навыках, как грамматика, синтаксис, изложение прочитанного.

В целом, трудности у людей, которые имеют дислексию, могут возникать с выполнением таких задачам:

  • научиться говорить;
  • усвоить соответствие звуков и букв;
  • упорядочить устное и письменное изложение;
  • запомнить цифровой материал;
  • читать с соответствующей для возраста скоростью и понимать прочитанное;
  • ориентироваться в правописании;
  • изучить иностранный язык;
  • правильно выполнить математические действия.

Проблемы с перечисленными процессами не обязательно свидетельствуют о наличии расстройства. Однако, если трудности возникают постоянно, то есть смысл обратиться к специалисту.

Ошибочно считать, что причиной трудностей в письменной передаче звуков (spelling) является плохое запоминание соответствия между буквами и звуками. Последние исследования показывают, что зрительная память играет незначительную роль в освоении этого процесса. Есть люди, которые хорошо запоминают изображение, цветные схемы, элементы дизайна, карты, особенности ландшафта, но имеют трудности с письмом. Дело в том, что раздел зрительной памяти, нужный для письма, примыкает к тем связям головного мозга, которые отвечают за интерпретацию языка.

Проблемы с запоминанием букв в слове возникают потому, что людям сложно усвоить особенности языка, который эти буквы представляет. Обычно у таких дислексиков расстройства связаны с нарушением способности анализировать и запоминать. Затрудняется восприятие отдельных звуков (фонем) в словах, слогов, значимых частей слов (морфем).

Из-за дислексии трудности бывают и с изложением, даже если дома и в школе с ребенком активно занимались. Чаще всего, возникают сложности в четком выражении собственных мыслей. Таким образом, людям сложно употреблять нужную лексику и структурировать свои мысли во время разговора. Трудности могут быть и с осознанным восприятием и интерпретацией речи окружающих. Причем, этот процесс еще более усложняется, если возникает потребность «обработать» более абстрактные мысли или высказывания. Особенно тяжело даются слова и фразы, употребленные в переносном значении, например, пословицы или шутки.

Преодоление

Общеизвестно, что лекарств или лечебных мероприятий против дислексии нет, поскольку это не болезнь. Но, при надлежащей помощи со стороны специалистов, учителей, родителей, почти все люди с дислексией справляются с освоением полноценных навыков чтения и письма. Бесспорно, что самое важное в борьбе с дислексией – не упустить время. Поэтому, чем раньше расстройство будет обнаружено, тем больше шансов на то, что человек успешно научится читать и писать.

Известные дислексики

Это интересно

Дислексиками были Леонардо да Винчи, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Уинстон Черчилль, половина президентов США, Н.С. Хрущев, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Джон Леннон, Пабло Пикассо, Уолт Дисней, Стив Джобс, Ричард Брэнсон, Стивен Спилберг, Квентин Тарантино. Известно, что И среди величайших писателей тоже есть те, кто имел расстройства способностей к чтению, – Ханс Кристиан Андерсен, Агата Кристи, Льюис Кэрролл, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Ричард Форд.

Заключение

Безусловно, навыки письма и чтения являются ключевыми в повседневной жизни. Однако, дислексики могут найти свое призвание среди таких сфер деятельности: дизайн, изобразительное искусство, музыка, архитектура, инженерия, спорт. И, что интересно, именно к этим видам деятельности немало дислексиков, как раз, и имеют склонности. Но, можно сказать и больше – зачастую достигают незаурядных успехов.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 22 оценки, среднее 4.45 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru