До середины 20 века было множество сторонников локализационизма
Первые проявления пластичности мозга выявил советский учёный Александр Романович Лурия. Он лечил одного военного, у которого было тяжёлое ранение в голову пулей. Она попала между полушариями и засела в затылочной доле. Лурия вытащил эту пулю, но солдат имел серьёзные травмы: он путался в словах, наблюдалась апраксия; когда ему говорили какой-нибудь текст, имеющий логическую несогласованность, Засецкий (военный) не мог её найти, не мог по своим «внутренним» часам понять какое время в настоящий момент; также наблюдалась дислексия (потеря способности к обучению письма и чтения), аграфия (писал с пробелами, очень несвязно и непонятно).
Когда Засецкому говорили такие словосочетания, как «мать дочери» или «дочь матери», то он никак не мог их друг от друга отличить.
Советский учёный начал лечить пациента, т.е., назначал такие упражнения, какие ещё даются для детей первых классов или даже, как в переносном, так и в прямом смысле слова, учил ползать и «ползать» взрослого человека по полу, потому что тот имел также повреждения в координации своего движения.
В скором времени нейроны восстановились и реорганизовали себя, например, область, отвечавшая за зрение, превратилась в теменную долю, а теменная в область, отвечающую за зрение, т.е., в затылочную долю. В конце концов пациент реабилитировался через шесть месяцев посредством таких вот упражнений и пошёл снова на службу. Очередное доказательство пластичности мозга.
Второй случай, тоже произошедший с одним выдающимся учёным, которого звали Пол Бач-и-Рита. Его отец однажды заболел параличом, охватывающим почти всю нервную систему, половина тела его было парализована.
Бач-и-Рита на тот момент работал младшим сотрудником в одном университете в области всей медицины. Потом он, будучи самоучкой, решил исследовать нейропластику. В тот момент, когда Пол начал исследования в этой области, его отец и заболел деменцией под названием паралич. Сыну нечего было делать, как только испытать на нем свои исследования, проводившиеся над подопытными крысами.
Всякий раз, когда Джордж (отец) пытался до чего-нибудь добраться, Пол заставлял его это делать ползками, потом через несколько недель на коленках, опираясь о трость (именно о трость, а не самому. Пол догадывался, для стимуляции нейронов моторной коры нужны определенные вспомогательные предметы. Иначе бы без них нейроны не смогли получать информацию, как им реорганизовываться. Также это касается любого вспомогательного предмета, который служит нам, как бы, продолжением нашего тела, например, та же компьютерная мышь, с помощью которой мы управляем компьютером. Со временем наш мозг привыкает к нашему «продолжению» нашего тела и уже не считает его продолжением, а считает частью нашего тела, в данном случае трость, которая поможет Джорджу восстановлению утраченных нейронов).
Потом отец Пола, помогая своей здоровой рукой, держал парализованную и пытался печатать. Через несколько месяцев он стал хорошо ходить, пальцы функционировали, как у нормального человека и вскоре он даже вернулся к преподаванию в университете.
Важнейшие опыты: опыты над крысами
Важнейшим концом пути локализационизма и началу нейропластичности стали, казалось бы, заурядные опыты, но очень знаменательные собой события, проделанные несколько раз множеством незаурядных ученых, некоторых нобелевских лауреатов, над крысами. Сам опыт состоял в том, что крыс, находившихся в 2 разных клетках и в одном критическом периоде (период, во время которого все внешние воздействия остро влияют на организм. Обычно, в раннем возрасте, когда базальная ганглия особо активна), содержали в разных условиях. В одной клетке группу крыс правильно кормили, задавали задачки, после которых следовало вознаграждение (а вознаграждение способствует выделению нейромедиаторов под названием дофамин, после которого получаешь удовольствие, и хочется после этого получить еще одно вознаграждение, но, при условии выполнения определенных действий, в данном случае крысами), вообщем, улучшали способности мозга, создавая при этом все необходимые условия. А в другой крыс держали автономно друг от друга, чтобы ни те ни другие не слышали ни малейшего звука, просто кормили.
Под конец исследования заметили увеличение коры головного мозга на 20% от среднего объёма крысы и увеличение нейронов в нем, что объясняло такую активность всех отделов мозга — это в первой клетке. Во второй — недоразвитость многих отделов мозга, в том числе: слух, зрение, реакция, координация, когнитивные способности, память и т.д..
Потом после критического периода попробовали улучшить мозг рудиментарных крыс. Получилось. Только время, требовавшиеся на то, чтобы улучшить когнитивные способности крыс в постонтогенезе или в посткритическом периоде, удлинилось, чем это требовалось с крыс в первой клетке. Это объяснялось тем, что в критический период на организм очень остро влияет окружающая среда, вследствие гиперактивности базальной ганглии. То есть, во время критического периода мозг организма очень пластичный и больше способен к обучению, чем в пубертатный (подростковый) период, тем более в средние и пожилые года.
Вывод из всего этого таков: в первую очередь головной мозг пластичен, а следствие: то, что не используется, то отмирает. В такой период только формируется весь мозг, соответственно и доли в нем, и кора больших полушарий.
Известно, что человек к старости уже не так способен к обучаемости, как в молодые года: память ухудшается, быстро построенные предложения уже не так быстро построены. Иногда замечаешь, как внук помогает своей бабушке спуститься по лестнице, держа её за руки, чтобы та не упала. Все это объясняется тем, что когда-то рабочая память у людей, с помощью которой они обучались чему-то новому, думали, перешла в долговременную со всеми своими навыками и потом ее просто перестали использовать, то есть, перестали познавать что-либо, и мозг стал заскорузлее. А из-за обуви, которую люди носят каждый день, ступни перестали чувствовать всю неровность поверхности под собой, тем самым нейроны «ослабляются», и сигнал, исходящий от ступней, «говорит», что все плоско, и из-за нечувствительности поверхности нейроны потом отмирают. Врачи нейропластики дали несколько упражнений таким людям для тренировки их мозга. В конце концов нейроны восстановились, а это означало, что 80 — летние были как 40 — 50 — летние, включая даже память.
На примере всех этих сведений можно с легкостью вывести девиз нейропластичной медицины: «Все, что не используется — отмирает». То есть, можно не только тренировать свой нормальный мозг для повышения когнитивных способностей (iq), но и вылечивать такие страшные симптомы и болезни, как: аутизм, шизофрения, деменция (а в нее входит тот самый паралич!), церебральные травмы, олигофрения, эпилепсия, множество расстройств и множество других нарушений мозга. А ведь это еще не все, что может вылечить нейропластичная медицина! Упорными тренировками, составленными учеными для лечения множество аналогичных проблем, связанных с мозгом, человек полностью избавится от этих самых нарушений.
Но так как эта статья в первую очередь для тех, кто хочет повысить свои умственные способности (iq), то мы, пожалуй, и закончим на этом.
Тренировать свой мозг можно многими способами, но есть те, которые действительно эффективны. Также надо исходить из того, что человек хочет натренировать. И так, нужно:
1. Правильно питаться (действительно, продукты, содержащие глюкозу, повышают активность мозга, энергию во всем теле. Нужно есть множество орех. Например, грецкий орех способствует улучшению рабочей памяти, а ведь она важная часть для выполнения разных задач: быстрое переключение, восприятие и т.д.).
2. Обязательно после того, как устали от умственной нагрузки необходим отдых, либо физический (например, погулять на улице. Это, кстати, самый безопасный вид физической нагрузки и очень эффективный тем, что во время ходьбы работает вся двигательная система, как раз повышается кровоснабжение в мозг за счёт этого, а также за счет кислорода. Полезнее даже сходить погулять в лесу. Также во время ходьбы по улице лучше абстрагируешься, быстро переключаешься из-за взгляда то на одну местность, то на другую), либо вздремнуть на 20 минут и более (столько хватает мозгу, чтобы повысить его дальнейшую работоспособность).
3. И вот одно из самых важных. Можно как угодно пытаться как-то развить свой мозг только с помощью одних витаминов, но этого недостаточно. Самое главное к чему шла эта статья — так это к упражнениям. Да, те самые игры, к которым некоторые люди скептически и отрицательно относятся, заявляя: «Это же не подтверждено!». Но, на самом деле, это глубокая ошибка считать так. Особенно, если дорогой читатель читал эту статью с начала и до сего момента, то должен знать, что такие упражнения помогают улучшить наш мозг. И так, игра называется Lumosity. И правда, исследования, проведенные в Берлине, подтверждают эффективность данной игры многими учеными. В первую очередь она улучшает рабочую память, а ведь она (рабочая память) неотъемлемая часть почти всех наших когнитивных способностей. Также с улучшением рабочей памяти улучшаются познавательные способности. Механика этой игры проста, поможет отвлечься от многих проблем и поставить в голове все на свои места, завлекает своей интересностью и подстраивается под интеллектуальный уровень играющего. Помогает избавится от стресса, сконцентрироваться. Хватит всего 15 — 20 минут игры в день, чтобы улучшить мозг. Игра стоит того, чтобы раскошелиться, но, если кто-нибудь не готов заплатить за нее деньги, то можно посоветовать игру Dual N-Back, тренировка реакции всегда не помешает.
4. Играть в шахматы. Либо в другие интеллектуальные игры типа покера, шашек. Но если быть объективным, то шахматы лучше. И лучше они тем, что мозг работает по-полному — ходов там намного больше, тренируют стратегию, концентрацию, варианты мышления, скорость мышления, логику. И сама игра, следовательно, сложная, нежели шахматы и покер. Многие маркетологи и бизнесмены в них играют, опять-таки — стратегия.
5. Решать головоломки. Множество из них тренируют вышеперечисленные умственные способности, но некоторые из них латеральное мышление (которое служит креативностью, новаторскими идеями), смекалку.
6. Больше читать. Действительно, читая что-нибудь, в работу включается рабочая память, анализация, дедукция, продумывание наперед мыслей автора, т.е., сообразительность, да еще кругозор! Вобщем, книги — очень полезная вещь. Особенно, когда чтение беглое, из-за этого обрабатывается большое количество информации. Даже больным при нарушениях, которые связаны с работой мозга, врачи рекомендуют читать больше книг.
7. Изучать зарубежные языки. За счет этого повышается гибкость ума, включается соображалка при формулировке предложений, и в конце концов улучшается рабочая память! Также улучшаются познавательные способности. Известно, что после критического периода, изучая другие языки, работают уже не те нейроны, располагающиеся в том же месте, где нейроны нашего родного языка. То есть, области записывания информации нашего родного языка и зарубежного — разные. Но, если 2 языка изучаются в один критический период, то тогда области будут одинаковыми. Опять — таки участвует пластичность мозга или нейропластичность, что одно и то же (нейро — нейрон и пластичность).
8. Смотреть юмор, только там, где действительно надо думать. Например, где есть остроумные фразы и не только. Обычно это шутки от комиков с эстрад, может быть некоторые ситкомы. И веселье, и мышление! Недаром даже говорят: «юмор вылечивает». Только в данном случае это еще и тренировка ума.
9. И, если читатель, конечно, хочет тренировать Критическое мышление, то при каждом вставании перед ним сравнения нужно делать следующее: отложить всю свою нравственность в сторону и всякие табуированные темы тоже, просто взвешивать плюсы и минусы каждой стороны, ну, и принимать решения. Кстати, критическое мышление очень важно в нашем мире тем, что человек думает, анализирует и т.д.. Но, к сожалению, табуированных тем становится все больше, и человек из-за этого перестаёт все меньше думать.
10. Транскраниальная магнитная стимуляция. Есть ещё электрическая, но в отличие от магнитной она даёт болевые ощущения. И так, что же это такое? Эта терапия, проводящаяся под действием электрического тока (9-10 вольт), который проводится в область интенсивного мышления (лобная доля). Посредством этого стимулируется скорость передачи нервных импульсов в лобной доле, что увеличивает, соответственно, умственные способности. Не рекомендуется проводить такую терапию самостоятельно! Не то тогда стимулировать будет нечего!
11. Далее, есть такая теория, которая называется «Теория изоляции». Она предполагает в себе отключение одного из полушарий. При этом при выключении одного из полушарий легко стать буквально гением в другом. Например, при выключении левого — перевоплощения в какого-нибудь Моцарта или Пушкина и другого творческого гения. А если правого, то Эйнштейном, Тао и другого сверхинтеллектуального гения. Такое вряд ли где-то можно найти, но оно есть в некоторых местах, и я не думаю, что дорогой читатель решится отключать себе пол мозга.
12. Слушать музыку, особенно классическую. Она помогает не только расслабиться, но и улучшает ассоциативные центры, воображение, восприятие.
Таким образом, нейропластика — это панацея, которую можно проверить и убедиться в ее правде исцеления от многих болезней, которые, в большинстве своем, связаны именно с мозгом. Оказывается, даже человек, имеющий серьезные отклонения в своих умственных способностях может не только вылечиться и стать, как другие нормальные люди, но также улучшить свой мозг и потом быть, в прямом смысле, гением.
бесплатно
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы