Развитие мелкой моторики упрощает развитие речи у детей

Развитие мелкой моторики упрощает развитие речи у детей

Немного общей информации о мелкой моторике

Мелкой моторикой называют способности человека выполнять какие-либо точные действия с помощью пальцев кисти или стопы. Чем лучше развита мелкая моторика рук, тем более ловким считается человек.

Развитие моторики берет начало в самые первые дни после рождения, заключаясь в примитивных хватательных рефлексах. В дальнейшем с течением времени ребенок учится делать все более сложные манипуляции руками, а к младшему школьному возрасту (7 годам) приступает к развитию наиболее точных умений – письму. Именно поэтому детей отправляют в школу с такого возраста.

В развитии мелкой моторики важную роль играют две системы:

  • Центральная нервная система;
  • Костно-мышечная.

Если говорить о ЦНС, то моторика тесно связана со зрительной функцией, ее развитие зависит от умения концентрироваться и запоминать полученные навыки.

Развивать мелкую моторику рук важно и нужно. По умениям ребенка судят о его возможности учиться в школе. А также проблемы с точными движениями лучше решать в детском возрасте, пока костная система еще позволяет это делать. Недостаточно развитая в детстве моторика рук приведет к тому, что в будущем человек будет неуклюжим.

Доказано, что руки имеют тесную связь с мозгом. Известный исследователь Сухомлинский является автором фразы «ум ребенка расположен на кончике пальцев». Считается, что с помощью мелкой моторики можно снять умственное переутомление, а массажные процедуры большого пальца активируют деятельность мозга.

Влияние развития рук на речь

Еще в древние времена люди догадывались о связи мелкой моторики с развитием речи у детей. Сейчас же данное влияние имеет доказательства, так как выяснено, что центры речи и мелкой моторики в головном мозге формируются очень близко к друг другу. Поэтому развивая моторику, мы тем самым развиваем и речевые возможности.

Выполняя упражнения на мелкую моторику кистями и пальчиками, ребенок способствует активации речевого центра, в котором происходят такие процессы:

  • Дифференцировка речи и других звуков;
  • Активизация воспроизведения услышанных слов;
  • Запоминание логических взаимосвязей в словах, словосочетаниях и предложениях.

Начиная с раннего грудного возраста следует целенаправленно развивать моторику и речь ребенка.

Проблемы развития мелкой моторики в современности

Существует большая разница между двигательной активностью современного ребенка и ребенка давних времен. Часто родители не понимают, зачем дополнительно тратить время на развитие мелкой моторики, если раньше никто не уделял внимание данному процессу, и дети были достаточно ловкими с развитой речью.

Важным моментом является автоматизация большинства домашних процессов, которая лишает ребенка возможности улучшать мелкую моторику рук естественным путем. Поэтому нужно уделять обучению достаточное время, развивая детей, особенно учитывая влияние моторики рук на речевой центр в мозге.

Даже сейчас, когда люди выполняют слишком мало работы руками, для ребенка найдутся домашние дела, выполняя которые, он будет развивать мелкую моторику:

  • Разбор круп (перебирание пригодных зерен от испорченных помимо моторики отлично развивает внимание и усидчивость);
  • Работа с нитками, например, перемотка;
  • Мытье и поливка цветов;
  • Работа с различными узелками;
  • Сбор ягодок;
  • Любые процедуры водного характера (стирка, мытье посуды, окон, полов и так далее).

А чтобы влияние развития рук на речь было сильнее, можно одновременно с делами разучивать какие-нибудь небольшие стишки.

Связь моторики с речью была установлена еще в древние времена. Поэтому с далеких традиций прошлого у нас остались игры, направленные на развитие этих навыков, к примеру, всем известная «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…».

Упражнения и игры для развития мелкой моторики

Помимо уже существующих и доказавших свою действенность упражнений, родители могут придумать их сами. Однако есть несколько принципов, которым должны соответствовать игры и комплексы для развития мелкой моторики рук:

  • Ребенок должен быть заинтересован в выполнении того, что от него потребуют и не должен бояться провала;
  • Начинают всегда с простых упражнений постепенно усложняя их, когда ребенок начинает легко справляться с легким уровнем;
  • При составлении программы развития должна учитываться его индивидуальная заинтересованность, например, любовь к рисованию или конструктору;
  • Упражнения и игры повторяются регулярно, чтобы достигнуть развития моторики.

Большой выбор игр и техник для развития мелкой моторики и также речи можно найти на BrainApps. Все методики и комплексы разрабатываются опытными психологами, что говорит в пользу их эффективности.

Наиболее распространенные упражнения для развития моторики:

  • Известная игра «Сорока-ворона». Легкий массаж ручек ребенка вместе с рассказом о вороне одновременно активизирует центры мелкой моторики и речи, развивая их.
  • Распространенная игра «Ладушки» способствует обучению распрямления ладони и хлопанья. Подходит даже самым маленьким деткам.
  • Работа с книжкой. Для детей подойдут книги с яркими картинками. Рассказывая ребенку об изображениях, надо позволить ему самому переворачивать страницы.
  • Рисование. Обычная бумага и краски, конечно же, хорошо развивают моторику, однако для самых маленьких больше подойдет рисование на песке (плюс сооружение из песка фигурок, пасок и т.д.).
  • Лепка из пластилина является одним из лучших вариантов для улучшения мелкой моторики рук.
  • Работа с бусинками. Даже обычное нанизывание крупных бусин на нитку улучшает моторные навыки ребенка.

В Китае большинство детей упражняются в ловкости с помощью твердых шариков из металла или камня. Японская детвора улучшает моторику с помощью грецких орехов.

В принципе, любой вид деятельности, в котором требуется точная и аккуратная работа пальчиков, позволяет развивать мелкую моторику и тем самым речь.

Достигайте большего вместе с BrainApps.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Владимир

Похожие публикации