Одно из самых известных упражнений на развитие когнитивных функций – это n-back или n назад, она стала популярна из-за большого количества онлайн версий. В названии задачи всегда смущает странная буква n, которая обозначает сложность выполнения: самая прострая комбинация – это 1 (one-back), нормальный уровень – 2 (dual n-back), повышенной сложности – 3 (triple n-back).
Задача n-назад относится к классу задач непрерывного выполнения, используемых в нейрофизиологии для оценки рабочей памяти. Первоначальный вариант задачи был предложен Уэйном Кирхнером в 1958 году для исследований возрастных различий при обработке быстрых потоков информации. В дальнейшем исследователи предложили использовать задачу для развития когнитивных функций, развитию рабочей памяти и гибкости мышления.
В данной задаче испытуемый работает с последовательностью цифр, букв или картинок, иногда используются звуки, представляемые по одному в каждый интервал времени. Испытуемый должен дать ответ, если текущий стимул совпадает с элементом, представленным n-интервалом назад (предыдущий, предпредыдущий или три элемента назад). Число n регулирует сложность задачи. Самый простой уровень сложности («1-n») означает, что от пользователя ожидается положительный отклик при совпадении текущего элемента с предыдущим. При сложности «2-n» ожидается отклик при совпадении текущего стимула с тем, что был два интервала назад.
При n больше 1 задача использует всю рабочую память и даже требует дополнительных ресурсов со стороны долговременной памяти, что подразумевает непрерывное циклическое обновление запоминаемой информации.
Имеется вариант задания с двумя каналами подачи информации – двойная n-назад задача (dual n-back), предложенная Сюзан Джэгги в 2003 году.
Несмотря на повсеместное распространение задачи n-back в пробах на рабочую память, имеется ряд исследований, указывающих на слабую или среднюю корреляцию между результатами, полученными в задаче n-назад и с помощью других стандартных методов измерения рабочей памяти. Для объяснения расхождений выдвинуты две основные гипотезы. Первая гласит, что в решении задачи заняты другие компоненты рабочей памяти, нежели при иных способах исследований. Вторая гипотеза заключается в том, что при решении задачи рабочая память используется через процессы-посредники, такие как «процесс различения при распознавании сходных образов», тогда как правильные методики оценки требуют прямого доступа к активной рабочей памяти. Несмотря на академические и методологические разногласия, имеется согласие относительно корреляции результатов решения задачи n-назад и показателями уровня гибкости мышления и рабочей памяти.
В настоящее время n-back активно применяется для диагностики когнитивных функций и включен в клинические батареи тестов. Обучающие фирмы используют игровые варианты задачи для тренировки гибкости мышления. Задача также используется для улучшения внимания людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, для реабилитации пациентов после инсульта или черепно-мозговых травм. Было получено экспериментальное подтверждение среднесрочного эффекта тренировок, продолжающегося до восьми месяцев после завершения курса.
бесплатно
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы