Особенности применения. Упражнения
Ниже представлено несколько полезных упражнений, позволяющих развить ресурсы мозга, в том числе памяти. Эти задания относятся к мнемотехнике. Несмотря на сложность термина и его ценность, упражнения простые и доступные для выполнения в любое время.
Упражнение «Дом памяти»
Нужно вспомнить фамилии писателей и поэтов. Если в течение пяти минут было названо хотя бы 12-15 имен, то можно сказать, что это неплохая память. Если занятие вспоминать фамилии авторов не интересно, то подобным образом можно перечислить понятия из любой сферы, например, мужские или женские имена, города любой страны, комнатные растения и многое другое.
Упражнение «Концентрация на поставленной задаче»
Простое задание, выполняя которое можно развить навык сосредотачиваться на определенных задачах. Оно основывается на произнесение слов наоборот. Например, катапульта – атьялупатак, машина – анишам, мальчик – кичьлам, ресторан – наротсер и так далее.
Сложность упражнения в том, что слова недопустимо читать с листа бумаги. Их нужно проговаривать в обратном порядке вслух, не подглядывая в надписи на бумаге. Можно начать с простых слов, а в последующие занятия усложнять задачи. Психологи рекомендуют начинать с слов с одним слогом, например: мост – стом, клон – нолк, трон – норт. Затем со слов с двумя слогами и так далее.
На первый взгляд может показаться, что упражнение более чем примитивно, но оно вносит в развитие памяти свой важный вклад. К тому же, в данном упражнении развивается еще и зрительная память. Без навыков довольно сложно произнести слова задом наперед. Если в мыслях мы можем разложить на слоги слова «мегаполис» или «эскалатор», то произнести наоборот их с первого раза практически невозможно. Чтобы справиться с поставленными задачами, следует разделить их на некоторые блоки:
Мегаполис – ме га по лис
Удостоверьтесь в том, что вы видите слово в четырех частях, удержите их в воображении. Таким образом, активизируется работа памяти и внимания, они тренируются с колоссальной скоростью. Если в воображении представлены четыре части слова, то составить их в одно и прочесть наоборот не составит труда.
Как тренировать память на рабочем месте?
Задание №1.
В самом начале рабочего дня рекомендуется задать себе следующие вопросы: «Что мне нужно сегодня сделать в первую очередь?», «Что нужно сделать затем?» Данное упражнение играет роль ежедневника. Мы составляем план задач, словно записываем пункты плана в календаре или ежедневнике. Рекомендуется вспоминать не только задачи, но и детали, которые его касаются. Например, особенности оформления, сроки сдачи, порядок выполнения и многое другое. Как только упражнение будет отработано, то наш мозг словно «фотографирует» задания на следующий день и вы можете планировать свое время.
Задание №2.
Рабочий день можно разбить на четыре одинаковых пространства. В каждом из них необходимо зафиксировать конкретное рабочее обстоятельство или выражение лица одного из сослуживца. Выполнять задание следует таким образом. Как только в памяти образовалась картинка, то поместите ее в рамку, словно фотографию или картину. Продержите в своей памяти ее несколько секунд. Как только ситуация будет повторяться во втором промежутке времени, то воспроизведите первую картинку снова. Как только все четыре промежутка завершились, то воспроизведите все картинки друг за другом. На следующий день потребуется минимум времени, чтобы вспомнить последовательность событий предыдущего дня.
Задание №3.
Упражнение интересно тем, что оно связано с движением тела, поэтому называется телесно-ориентированным. Необходимо воссоздать один из наиболее ярких позитивно окрашенных моментов, который происходил с вами ранее. Это может быть ситуация, в которой вы испытывали радость, удовольствие, вдохновение или успокоение. Важно проанализировать свои ощущения, а также мышечное напряжение. Это могут быть расслабленные мышцы лица, груди, шеи, легкий тонус в области живота. Каждая эмоция имеет свое отражение, которое выражается в неописуемой радости, успокоении или вдохновении. Особенно это заметно в принятии позы и ритме дыхания. Такие особенности можно идентифицировать, благодаря чему можно воссоздавать исходное состояние.
Задание №4.
На рабочем столе разложите вещи в нестандартном расположении, таким образом, чтобы можно было на них сконцентрировать взгляд. Затем следует соотнести каждый предмет с процедурой и действием, которое можно совершить в ближайшее время.
Чтобы тренировать память в обычных бытовых условиях, то следует воспользоваться следующими заданиями:
- Изучайте новую информацию ежедневно.
- После чтения книги или просмотра фильма, мысленно воспроизведите сюжет от начала до конца. Можете ли повторить название, имя режиссера, главных героев и актеров, сыгравших их.
- Список покупок или дел не нужно держать на листке бумаги, лучше в голове.
- Когда вы чем-то занимаетесь, думайте именно об этом.
- Запоминайте имена людей при знакомстве. Это поможет сэкономить вам время на поиск нужной информации, сбережет нервную систему и улучшит кровоснабжение в коре головного мозга.
- Телефонные номера можно также зафиксировать в памяти и затем использовать их без напоминания.
- Вечером можно вспомнить очередность всех событий, которые происходили в течение дня.
- Заучивайте распорядок своих дел, тренировок, дни рождения и мероприятия. Это не значит, что нужно отступить от записей в ежедневнике, но информацию лучше сохранять в памяти.
- Не стоит читать лекцию или выступать перед публикой, используя шпаргалку.
- Можно завести блокнот, в котором фиксируются любопытные факты, мотивирующие цитаты, идеи, ссылки, которыми можно будет воспользоваться при необходимости.
Самое важное правило: нет людей с плохой памятью, есть те, кто не желает использовать в полной мере ее ресурсы.