Психология: история и применение для лучшей карьеры и жизни

Образование и наука
Содержание
  1. Краткий обзор истории психологии
  2. История психологии: от Древнего Египта до Древней Греции
  3. Душа: связь с миром источник жизни и движения
  4. Познание Логоса через трактовку чувств Гераклитом
  5. Философия Эмпедокла и ее влияние на психологию
  6. Анаксагор и Демокрит: философские взгляды на душу и восприятие
  7. Сократ и поиск знания внутри себя
  8. Философия Платона: идеи Сократа и дуализм человека
  9. Аристотель и понимание цели действий
  10. Психологические взгляды Средних веков
  11. Как гуманистические идеи Возрождения повлияли на развитие психологии
  12. Картезианский дуализм: разум и тело
  13. Томас Гоббс: от первого социального психолога до современных идей управления
  14. Философ Локк о важности опыта в знаниях
  15. Беркли и его взгляд на мир идей
  16. Юм и сомнительные истины
  17. Вильгельм Вундт: отец психологии и метод интроспекции
  18. Структурализм и титченеровский подход
  19. Функционализм в психологии: основные идеи
  20. Бессознательное: новые грани понимания
  21. История развития психологии в России
  22. Лев Выготский: социокультурное взаимодействие и важность игры в обучении
  23. Три блока мозга и их влияние на психические процессы
  24. Иван Павлов: Классическое обусловливание и его влияние на психологию
  25. Бихевиоризм как подход к изучению поведения
  26. Гуманистическая психология: основные идеи
  27. Когнитивная революция: как изучение человеческого разума помогло развить науку

Краткий обзор истории психологии

Изучение психических процессов длилось многие века. Уже задолго до появления психологии как науки мыслители рассуждали о природе души, разума, психики человека.

Однако, это была умозрительная дисциплина. В данной области наука начала развиваться в 19 веке. В ходе своих исследований психологи пришли к выводам, опровергающим многие из умозаключений, сделанных к этому времени.

Известен всемирно-известный психоаналитик Зигмунд Фрейд. Его теории стали предметом изучения не только в рамках психологических дисциплин, но и в других областях.

Но стоит помнить, что история психологии заполнена не только именами психоаналитиков. Различные мыслители оставили на научных работах и выводах нашли свое место не только в психологии, но и в других отраслях знаний.

В ходе своего развития, психология прошла через эволюцию и превратилась в науку, разбирающуюся в психических процессах.

При изучении психологии полезно ознакомиться с работами идеологов прошлых веков. Это может расширить кругозор и помочь лучше понять современную науку.

История психологии: от Древнего Египта до Древней Греции

История психологии насчитывает тысячелетия и начинается с Древнего Египта, где был создан папирус Эберса — один из старейших памятников психологии. В этом документе содержатся первые упоминания о психических состояниях. Тем не менее, самым ранним психологическим опытом доступным для нас является эксперимент, описанный Геродотом, в котором участвовал фараон Псамметих I.

Идея эксперимента заключалась в том, что было решено вырастить двух детей с тем, чтобы они никогда не слышали ни одного слова, и провести эксперимент, узнав, какой язык они начнут говорить первым. Детьми стали двое мальчиков, которых поместили в загородный дом со служанками, которые должны были им обеспечивать всю необходимую заботу.

Однако, когда дети выросли, они произнесли слово «бекос», что на фригийском языке обозначало «хлеб». Этот эксперимент считается самым ранним в развитии психологии.

В Древней Греции философы также внесли вклад в развитие психологии как дисциплины, изучающей разум. Они считали понимание устройства души и разума важной частью интеллектуального исследования. Теории древних греков были связаны с этическими, физическими и метафизическими концепциями и являлись значимым шагом в развитии психологии.

Душа: связь с миром источник жизни и движения

В древности мыслили иначе, занимались изучением космогонии и космологии. В центре внимания была Вселенная, а не человек. Фалес и Анаксимен были представителями древнегреческой философии, которые считали, что душа является присутствующим во всем мире источником жизни и движения.

Фалес интересовался происхождением Вселенной, а Анаксимен проводил аналогию между душой человека и веществом, окружающим космос, и отождествлял это с воздухом. Оба ученых считали, что душа выполняет жизненно важную функцию в человеке.

По мнению ученых, идея о единой природе космического пространства и человеческой души привела к вере в душу как элемент Бога в человеке. Таким образом, душа была рассматривалась как связующее звено между человеком и миром, источник жизни и движения.

Познание Логоса через трактовку чувств Гераклитом

Гераклит Эфесский, древнегреческий философ, верил, что душа человека состоит из огня, который он понимал скорее как энергию, чем как элемент. По мнению Гераклита, чувства являются первоисточником информации о мире, но могут ввести в заблуждение при неверной интерпретации.

Однако, если душа трактует чувства правильно, то человек может познать Логос. Логос — это принцип организации мира, или истина, которая не поддается строгому эмпирическому исследованию. Гераклит видел психику (душу) как получателя чувственных впечатлений и считал, что, интерпретируя их, можно понять принцип устройства мира.

Автор текста подчеркивает, что для своего времени Гераклит высказал ряд фундаментально новых идей. Он считал, что психика и Логос становятся тождественными понятиями, а душа обладает непостижимыми глубинами.

Философия Эмпедокла и ее влияние на психологию

Философ и врач Эмпедокл, живший в Древней Греции, был одним из первых, кто начал рассматривать процесс чувственного восприятия и мышления. По мнению Эмпедокла, вселенная состояла из четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха, которые управлялись двумя полярными силами: любовью и борьбой.

Модель восприятия, которую предложил Эмпедокл, заключалась в том, что человек впитывал крошечные частицы, источаемые предметами, через поры в органах чувств. Это позволяло объяснить, почему различные предметы вызывают различные ощущения.

Кровь вокруг сердца согласно философии Эмпедокла являлась средоточием человеческой мысли. Он также считал, что темперамент зависел от сбалансированности в крови четырех элементов сущего. Эти идеи привлекли внимание других античных философов и дали толчок к развитию психологии как науки.

Анаксагор и Демокрит: философские взгляды на душу и восприятие

Философ Анаксагор относился к восприятию как к результату взаимодействия противоположностей, согласно его теории, человек воспринимает внешнее тепло благодаря чувству холода внутри своего тела.

Однако, доминирующее положение в философской системе Анаксагора занимала концепция Разума как управляющей силы. Согласно учению философа, Разум уникален, изначален, вечен, автономен, неограничен, самодостаточен и является частью человеческой души, действуя как ведущая сила.

Философ Демокрит в свою очередь считал, что душа состоит из сферических и подвижных атомов, пронизывающих всю структуру тела, а также, что душа сходна по своей субстанции с космосом.

Таким образом, разные философские направления имели разные взгляды на душу и восприятие. Некоторые подходы кажутся довольно устаревшими, однако они все-таки являются частью истории отношений между философией и психологией, и могут помочь нам лучше понимать эти процессы в настоящее время.

Сократ и поиск знания внутри себя

Сократ, который жил более двух тысяч лет назад, считал, что ценность человеческой души несравнима с чем-либо другим в мире. Он использовал термин «психика» для обозначения разума и характера и понимал знание, как веру, которая подкреплена рациональным объяснением. Для Сократа истина находилась внутри каждого человека, и ее нельзя было навязать извне.

Диалектика была основным методом поиска знания для Сократа. Он задавал себе вопросы, чтобы познать свой внутренний мир. Такой подход стал основой для современного самоанализа и психотерапии, которые сфокусированы на том, чтобы научить людей изучать свою внутреннюю жизнь, понимать свои мысли и эмоции, и получать глубокие понимания о самих себе.

Философия Платона: идеи Сократа и дуализм человека

Философия Платона тесно связана с идеями его учителя Сократа. Платон считал, что знания уже есть в человеке от рождения, и задача философа состоит в поиске и раскрытии этих знаний.

Для достижения этой цели Платон предлагал интроспективное исследование своего внутреннего опыта. Он считал, что человек состоит из двух элементов: материального тела и души, которая содержит чистое знание.

Платон был родоначальником дуализма в психологии, который разделял человека на два независимых и антагонистических элемента. Таким образом, философ опирался на убеждение, что человек обладает не только физическим, но и метафизическим измерением.

В целом, философия Платона базируется на философских учениях его учителя, Сократа. Она основывается на поиске истины и знаний внутри себя, отделении духовного от материального и рассмотрении человека в роли сложного существа с двумя независимыми аспектами.

Аристотель и понимание цели действий

Древние философы внесли значительный вклад в наше понимание не только мира, но и нас самих, включая психологию. Один из таких философов – Аристотель, который утверждал, что душа и тело неразделимы. В отличие от Платона, Аристотель полагал, что разум возникает из психической деятельности и внутренних процессов человека, включая органы чувств.

Аристотель также пришел к выводу, что все действия человека всегда направлены на достижение какой-то цели. Это понимание стало основой его концепции самоактуализации, где каждый человек стремится реализовать свой потенциал.

Концепция самоактуализации Аристотеля оказала влияние на психологию и современное понимание саморазвития. Получение знаний и развитие – это похвально и важно для каждого, и для облегчения этого процесса существуют специальные приемы. Одним из них является онлайн-программа «Лучшие техники самообразования», где можно узнать специальные приемы для усвоения материала и активизации мышления.

Психологические взгляды Средних веков

Средневековый период часто связывается с ведьмами, суевериями и одержимостью демонами, однако были и другие аспекты жизни в те времена. Изучению человеческого разума и развитию психологической науки было посвящено много внимания. Богословы, изучая связь между Богом и человеком, распространяли свои теологические взгляды также на психологию. Один из ярких представителей психологической мысли того времени — Аврелий Августин, считал, что у человека есть внутреннее я. Он делал несколько умозаключений, в частности, отмечал, что младенцы эгоцентричны и социально не осведомлены, а страх наказания препятствует их обучению.

Память являлась важнейшим аспектом ума и командным пунктом психического функционирования. Он также утверждал, что мысли и импульсы, подавляемые во время бодрствования, могут проявиться во сне, и это не противоречит христианским убеждениям.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Все люди испытывают внутреннюю борьбу между собственным «я» и Богом, что приводит к хаосу во внешнем мире. Любовь, по мнению Августина, лежит в основе счастья, а желание обладать тем, что человек не может иметь, является источником страдания. Важным для его психологических представлений был термин «первородный грех» — согласно Августину, все люди рождены грешниками, что повлияло на церковь на протяжении нескольких веков и препятствовало изучению разума вплоть до эпохи Возрождения.

Как гуманистические идеи Возрождения повлияли на развитие психологии

Гуманистические идеи Возрождения сыграли огромную роль в становлении современной психологии. Ученые отвергли теологическую концепцию источника человеческого сознания и пришли к воззрению о самосознании и самоопределении человека.

Эта концепция вызвала интерес к анатомическим и психологическим исследованиям. Леонардо да Винчи и ряд других ученых начали проводить эксперименты, чтобы понять, как люди рассуждают.

Множество ученых внесли свой вклад в этот процесс. Среди ключевых фигур были несколько конкретных имен, которые сумели сделать значительный вклад в становление психологической науки в этот период.

Картезианский дуализм: разум и тело

В XVII веке Рене Декарт предложил новую концепцию, которая получила название «картезианский дуализм». Он считал тело и разум как две отдельные сущности, которые взаимодействуют друг с другом.

Для Декарта тело — это физическая структура, которая находится в пространстве и подчиняется естественным законам. С другой стороны, разум — источник мыслей и идей, который не зависит от тела, но может влиять на его действия.

Декарт был не только крупным ученым, но и философом, который стоял у истоков рационализма. Он считал, что некоторые знания врожденны, а другие возникают через опыт и деятельность разума.

Самой известной фразой Декарта является «Я мыслю, следовательно, существую». Он утверждал, что человек может быть уверен только в своем существовании, так как он мыслит, и нет никаких сомнений в том, что он существует, чтобы сомневаться.

В итоге, концепция Декарта положила начало новым направлениям философии и науки, с одной стороны, и привнесла новые представления о человеческой натуре, с другой.

Томас Гоббс: от первого социального психолога до современных идей управления

Томас Гоббс был одним из первых социальных психологов, чьи идеи оказались весьма востребованными в государственном управлении и политике. Он считал, что для эффективного управления государством необходимо понимать психологию людей.

По мнению Гоббса, личные интересы определяют человеческое поведение. Жажда удовольствия стимулирует движение к желаемому объекту, тогда как боязнь боли или отвращение приводят к избеганию объекта. Эти идеи легли в основу психологического гедонизма, который стал одним из фундаментальных положений социальной психологии.

Современные идеи управления также ориентированы на понимание психологии людей. Например, методы нейромаркетинга используют знания о том, как работает человеческий мозг при принятии решений, для создания эффективной рекламы и продвижения товаров. В целом, понимание психологии людей является необходимым навыком для успешного управления людьми.

Философ Локк о важности опыта в знаниях

Философ Джон Локк разрабатывал идеи, которые сильно повлияли на западную философию. Одним из его главных утверждений было то, что разум человека как бы является пустым листом, лишенным готовых идей. Он утверждал, что знания возникают только благодаря опыту.

При этом Локк выделял два источника опыта: ощущения и отражение. Первый способ, ощущение, представляет собой пассивное получение информации в виде образов, звуков, запахов и прочих восприятий. Это приводит к возникновению различных идей, таких как «желтый», «кислый» или «мягкий».

Второй способ, отражение, заключается в активном размышлении о полученной информации. Человек вынужден перенимать информацию, которую он уже получил, а затем мыслить о ней и своих суждениях относительно общего мнения об окружающем мире. Это должно приводить к возникновению таких идей, как «мысль», «вера», «сомнение», «воля».

Беркли и его взгляд на мир идей

Философ Джордж Беркли был склонен думать, что мир, который мы наблюдаем, не является физическим миром, а скорее — мир идей.

Беркли проводит линию между знанием и опытом, согласуясь с Иоанном Локком. Он полагает, что наше знание происходит только из нашего опыта, что мы видим и слышим. Однако, за этим явлением череда причин и условий, т.е. некий субъект, создавший это явление.

Согласно Беркли, физический мир, который мы ощущаем вокруг, не существует на самом деле. Он утверждает, что экзистенция материальных объектов не имеет реального физического происхождения, она существует только в нашем воображении.

Далее, Беркли говорит о том, что данные ощущения, которые мы испытываем, например, когда мы ощущаем физическую материю, следует рассматривать только как акт веры и игру разума. Суть здесь в том, что человек должен чувствовать мир и создавать свое собственное представление о мире, а это может быть вполне разным у разных людей.

Юм и сомнительные истины

Дэвид Юм – один из самых известных скептиков и сомневающихся мыслителей западной философии. Юм утверждал, что все знания происходят из чувственного опыта. По его мнению, идея о врожденном знании – является софизмом, и теория, что мы рождаемся со знаниями, неверна.

Юм ставил под вопрос научные, религиозные и моральные тезисы, так как они полагались на предположения, выходящие за рамки опыта и могли быть ошибочными. Его скептицизм привел к выводу, что понятие «я» является психологической химерой, так как его нельзя наблюдать.

Юм не верил в преодоление рамок фактов и опыта и считал, что мы имеем дело только с настоящим, а прошлое и будущее существуют только в наших пониманиях. Ренессанс стал важным этапом в истории становления психологии, но мы можем узнать о нем только через оставленные свидетельства, его уже нельзя непосредственно наблюдать и ощущать.

Вильгельм Вундт: отец психологии и метод интроспекции

Вильгельм Вундт считается отцом психологии. Он написал первый учебник и основал первую лабораторию экспериментальной психологии, что сделало его одним из самых известных ученых на рубеже XIX-XX веков. Существование психологии как самостоятельной науки связывается именно с исследованиями Вильгельма Вундта.

Основным методом исследования Вундта была интроспекция — метод, при котором испытуемый фокусирует свое внимание на своих психических процессах и сообщает о них ученым.

Несмотря на то, что интроспекция считается необъективным методом и многие ученые критиковали его в своих работах, все же этот метод до сих пор используется в нейробиологии.

Тысячи студентов в то время, когда Вильгельм Вундт вел лекции по психологии, посетили его курсы, а сотни получили научные степени в этой области.

Один из учеников Вильгельма Вундта, Эдвард Титченер, стал основоположником структурализма в психологии, который предлагал разложить сознание на отдельные элементы, которые в дальнейшем будут исследоваться отдельно друг от друга.

Структурализм и титченеровский подход

Структурализм – это подход к изучению сознания, который разбивает его на основные элементы. В середине XIX века основным представителем структурализма был ученый Эдуард Титченер. Он выделил три группы ментальных компонентов: ощущения, образы и привязанности. Разбивая сознание на данные элементы, Титченер стремился понять, как они взаимодействуют и как работает само сознание.

Однако, Титченер использовал интроспекцию в качестве единственного метода исследования. Он просил своих испытуемых перечислить все, что они наблюдают и чувствуют. Несмотря на то, что интроспекция была популярным методом на тот момент, она не была идеальной и не всегда могла привести к объективным результатам.

Кроме того, структурализм зависел от сомнительной и строгой методологии, что привело к тупику, и этот подход умер вместе с Титченером. На замену структурализму пришел функционализм – подход, который исследовал не структуру сознания, а функции, которые оно выполняет.

Функционализм в психологии: основные идеи

Функционализм — одно из названных направлений в психологии, которое отличается от структурализма. Если структурализм анализировал сложные явления на элементы, то функционализм интересовался, как работает разум и какие психические процессы в нем протекают. Одним из главных представителей функционализма был Уильям Джеймс, который признавал, что единой структуры разума не существует.

Функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде и добиваться успеха. Это направление сформировалось под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина, который показал, что все органы и процессы в организме выполняют функции, необходимые для выживания в среде.

Уильям Джеймс отошел от научно-экспериментального подхода и углубился в философские рассуждения, изложенные в местами юмористической и разговорной форме. Он писал о сознании, воле, вере, о том, что для человека важно, как он ощущает окружающий мир.

Функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории. Однако, его влияние до сих пор ощущается в психологии и научных исследованиях поведения и мозговой деятельности.

Бессознательное: новые грани понимания

Ранняя психология была заточена на изучении сознательного ума, однако идеи Зигмунда Фрейда вывели психологию на новый уровень общения с надсознательным миром. Фрейд выдвинул теорию, которая рассматривает бессознательное как важнейшее творческое пространство, которое формируется процессом вытеснения и содержит ранние детские воспоминания и подавленные чувства.

Фрейд использовал гипноз и сновидения для исследования содержимого бессознательного, что позволило ему выявить новые аспекты его работы. Теория Фрейда оказала огромное влияние на психологию и до сих пор вызывает критику и скептицизм, однако она всё ещё не перестаёт занимать центральное место в обсуждении общественного развития.

Чтобы понимать поведение других людей и искать объяснение их мотивам, необходимо разбираться в основах психологии. Так, бесплатный онлайн-курс «Психология человека» поможет не только разобраться в основных концепциях современной психологии, но и даст инструменты для развития личности и самоанализа.

История развития психологии в России

В России психология начала развиваться как наука в 19 веке. Несмотря на молодой возраст, среди талантливых ученых в данной области можно выделить несколько ключевых фигур, которые сделали значительный вклад в ее развитие.

Одним из таких ученых был Иван Михайлович Сеченов, который ввел понятие рефлекса в психологические исследования. Еще одним талантливым психологом был Владимир Михайлович Бехтерев, который провел множество исследований в области психологии личности и методов лечения психических заболеваний.

Лев Семенович Выготский сделал важный вклад в изучение развития речи и социальных факторов в поведении и мышлении человека. На протяжении всего времени развития психологии в России, ее представители смогли создать уникальные методы и направления исследования.

Благодаря работам и разработкам Сеченова, Бехтерева и Выготского, отечественная психология смогла стать уникальной и признанной на мировой арене.

Лев Выготский: социокультурное взаимодействие и важность игры в обучении

Лев Семенович Выготский был выдающимся русским психологом и философом, который в своих исследованиях уделял большое значение социокультурному взаимодействию в формировании привычек и поведения.

Одной из интересных идей Льва Выготского является о том, что игра играет важную роль в обучении детей. Игры помогают детям усваивать культурные нормы и социальные навыки, а также контролировать свое поведение.

Выготский разработал теорию зоны ближайшего развития, которая является, пожалуй, самой известной теорией Выготского в области психологии. Она поясняет процесс обучения детей и предполагает, что они могут решать более сложные задачи с помощью знающих взрослых.

Три блока мозга и их влияние на психические процессы

Психические процессы возможны благодаря трем единицам мозга, считал известный российский ученый А. Р. Лурия. В соответствии с его теорией, отдельные блоки мозга отвечают за определенные психические функции.

Первый блок мозга, отвечающий за регулировку пробуждения, играет важную роль в нашей повседневной жизни. Если он не функционирует должным образом, человек может стать слабослышащим и неспособным к общению. Второй блок мозга отвечает за получение, анализ и хранение информации. Именно благодаря этому блоку мы можем воспринимать внешние сигналы и запоминать информацию. Наконец, третий блок мозга отвечает за программирование, регулирование и проверку активности. Благодаря ему мы способны осуществлять контроль над своими действиями и принимать взвешенные решения.

Одним из интересных фактов является то, что теория Лурии напоминает гипотезу о триедином мозге нейрофизиолога Пола Маклина. Согласно этой гипотезе, наш мозг можно разделить на три отдельных блока, каждый из которых отвечает за разные типы поведения и мышления.

Изучение работы мозга является одной из ключевых областей психологии и нейрофизиологии, и новые факты о его устройстве и функционировании помогают лучше понимать психические процессы у человека.

Иван Павлов: Классическое обусловливание и его влияние на психологию

Иван Петрович Павлов — выдающийся российский ученый-физиолог, получивший в 1904 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине за свои исследования, проводившиеся в основном на собаках. Один из наиболее значимых вкладов Павлова в науку было открытие классического обусловливания, которое стало одной из основ neuropsychology.

Павлов проводил эксперименты на собаках, в ходе которых стимулировал пищевой рефлекс. Стимулом выступал звонок, которому собаки были обучены реагировать, приравнивая его к появлению еды. В результате этой ассоциации звонок стал вызывать слюноотделение собак независимо от наличия или отсутствия еды.

Хотя Павлов не был психологом, его открытие оказало большое влияние на развитие психологической школы бихевиоризма. Он предположил, что такое обусловливание может вызывать определенное поведение не только у собак, но и у людей.

Таким образом, открытие классического обусловливания Ивана Петровича Павлова оказало неоценимое влияние на психологию, помогая ученым лучше понимать, как поведение и реакции организма могут быть условлены определенными стимулами. Понимание этой концепции может также быть использовано в повседневной жизни для изменения привычек и формирования желаемых поведенческих реакций.

Бихевиоризм как подход к изучению поведения

Начало 20 века ознаменовалось переходом ученых к изучению поведения, в отличие от акцента на сознании и бессознании. Один из самых известных подходов к этому изучению был бихевиоризм. Этот подход изучал только объективные и наблюдаемые процессы, исключая самоанализ и обсуждение ментальных концепций, то есть всего того, чего невозможно наблюдать непосредственно.

Один из ярких сторонников бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон. Он изучал поведение без предположений, основываясь только на опыте, доступном органам чувств. Уотсон считал, что поведение человека полностью определяется контекстом и окружающей средой, и что никакие ментальные процессы не играют здесь роли.

Уотсон развил идею бихевиоризма, применив ее к практике. Он демонстрировал, что ребенок может быть обучен любому навыку, используя контролируемые условия. Он создавал различные эксперименты, чтобы показать, что это так.

Идея бихевиоризма была развита психологом Скиннером. Он создал понятие оперантного обусловливания, демонстрируя, как наказание и подкрепление влияют на поведение. Он проводил эксперименты на мышах и крысах, показывая, что их поведение было полностью определяемо и контролируемо.

Итак, бихевиоризм стал одним из ключевых подходов для изучения поведения, установив, что поведение человека запрограммировано через опыт и окружающую среду.

Гуманистическая психология: основные идеи

В середине 20 века появилась новая школа мысли в психологии — гуманистическая психология. Она заявляла о свободе воли, потребности в самореализации и уникальности каждого человека. Важный вклад в развитие этой направленности вносили Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

Карл Роджерс, американский психолог, считал основными принципами гуманистической психологии: свободу воли, необходимость самореализации и индивидуальный подход к каждому человеку. Согласно его взглядам, восприятие окружающей среды влияет на поведение человека.

Абрахам Маслоу, в свою очередь, создал теорию «Иерархия потребностей», которая была ключевой для гуманистической психологии. Согласно этой теории, поведение человека определяется пятью категориями потребностей, и когда базовые потребности удовлетворены, появляется мотивация к достижению потребностей более высокого уровня. Маслоу отмечал, что психоаналитическая теория Фрейда и бихевиористическая теория Скиннера сосредоточены на негативных аспектах поведения, а по-настоящему важны те вещи, которые приносят людям счастье и удовлетворение.

Таким образом, гуманистическая психология развивалась в качестве альтернативы психоанализу и поведенческой психологии, которые были доминирующими в то время. Однако с появлением когнитивной революции в конце 1950-х годов монополия поведенческой психологии была прекращена.

Когнитивная революция: как изучение человеческого разума помогло развить науку

Когнитивная революция представляет собой период в истории психологии, когда ученые стали изучать человеческий разум как самодостаточную логическую систему независимо от социальных, культурных и ситуационных факторов, без ссылок на его физическую основу. В 1956 году Джордж Миллер, Ноам Хомский, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон выступили на симпозиуме по теории информации в Массачусетском технологическом институте (Кембридж), что стало одной из важнейших вех в истории когнитивной психологии (2).

Одним из самых влиятельных ученых, которые приняли участие в когнитивной революции, был Ноам Хомский. Он считал, что ментальная структура языка имеет в основе врожденные принципы и передается генетически, а эта способность к его изучению невозможна объяснить только подкреплением, раскритиковав тем самым поведенческую теорию Скиннера (3).

Герберт Саймон и Аллен Ньюэлл разработали первую рабочую компьютерную программу, которая могла имитировать способность человека решать сложные проблемы в 1956 году. Благодаря этой программе ученые смогли более глубоко изучать сам процесс мышления (4).

Джордж Миллер изучил язык и способности человеческой памяти. Он выдвинул теорию о том, что люди могут запомнить не более 7±2 элементов информации и обнаружил, что информация лучше запоминается, когда ее разбивают на части (5).

Когнитивная психология изучает психические процессы, такие как память, интеллект, язык, внимание, восприятие, воображение, решение проблем и способность к обучению. С помощью инструментов визуализации мозга, таких как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, у исследователей появилась возможность изучать внутреннюю работу мозга (6).

Современные психологи стремятся понять, как физиология и наследственность влияют на психологическое состояние человека. История психологии продолжает эволюционировать, помогая людям отвечать на вопросы о себе и своих особенностях. В случае необходимости не стоит пренебрегать помощью такой науки, как психология (8, 9).

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 3 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru