Как изменить свою жизнь: исследование когнитивных схем для карьерного и личностного роста

Психология и самоанализ

Схемы мышления и их влияние на наше понимание мира

Когнитивные схемы играют ключевую роль в нашей жизни. Они являются каркасом, на основе которого мы организуем и интерпретируем информацию, получаемую от окружающего мира. Именно благодаря схемам мы можем быстро и эффективно обрабатывать информацию, не задумываясь о каждой детали.

В то же время, схемы могут оказывать негативное влияние на нашу позицию в жизни. Например, они могут заставлять нас игнорировать важную информацию и формировать стереотипы.

Кроме того, схемы могут затруднять усвоение новой информации, несоответствующей нашему мировоззрению. Чтобы развиваться и достигать новых вершин, нам необходимо осознавать наличие схем мышления и преодолевать их ограничения, открывая себе новые возможности и перестраивая свое мышление.

Схемы, или как мы узнаем мир

Наши мысли и восприятия формируются внутри нас с помощью абстрактных ментальных структур, называемых схемами. Их концепцию впервые разработал британский психолог Фредерик Бартлетт. Он считал, что понимание мира у людей не связано непосредственно с физической реальностью, а формируется изучением своего жизненного опыта.

Теория Жана Пиаже, швейцарского психолога, задействовала концепцию схем для объяснения процесса формирования знаний. Он описал этот процесс как последовательность этапов развития у детей, и внес термин «схема» в общую практику. Согласно его работе, схема является каталогом знаний, доступных индивидууму, и процессом заполнения этого каталога.

Люди постоянно находятся в процессе приспособления к окружающему миру и расширения своих ментальных моделей благодаря получению новой информации и уникальному опыту. Использование концепции схем Пиаже привело к пониманию процесса эволюции когнитивных структур и их значимости в развитии и образовании личности.

Формирование и изменение схем в течение жизни

Наша жизнь полна новых впечатлений и информации, и наш мозг постоянно работает над ее обработкой и приспособлением к изменяющейся среде. Как уже доказано научными исследованиями, процесс формирования схем начинается с младенчества. Например, маленький ребенок сначала создает схему для лошади, а затем для других животных, изменяя их по мере получения новой информации.

Этот процесс не прекращается во взрослой жизни. Мы постоянно сталкиваемся с новыми ситуациями и кажущеся нам неожиданными событиями. В связи с этим, наш мозг приспосабливается, изменяет и создает новые схемы для лучшей адаптации к среде.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Схемы, которые мы формируем в течение жизни, могут быть разных типов. Например, объектные схемы используются для описания объектов и их характеристик. Личностные схемы помогают нам понять свои личностные качества и характеристики, а также принимать решения, основываясь на этих данных. Социальные схемы используются для взаимодействия с другими людьми, а самосхемы изображают нас самих.

Таким образом, процесс формирования и изменения схем в мозгу происходит на протяжении всей нашей жизни, и разные типы схем помогают нам адаптироваться к изменчивой внешней среде.

Влияние схем на мышление и обучение

Часто мы не задумываемся о том, как наши мысли и восприятие мира определяются нашими схемами — мысленными картами, которые создаются на основе опыта и знаний. Схемы могут быть полезными, но они также могут ограничивать наше восприятие и приводить к ошибочным суждениям.

К примеру, схемы влияют на наше внимание и выбор того, на что мы обращаем его в первую очередь. Если мы уже имеем определенную схему, то становится сложнее заметить необычное, отличающееся от стандартного — наше внимание сосредоточено на наиболее вероятных вариантах. Также схемы помогают в упрощении мира, но при этом могут приводить к ускоренному, недостаточно обдуманному мышлению.

Однако при обучении схемы несомненно полезны — они позволяют быстрее осваивать новые знания и умения, а также уменьшают нагрузку на память. Использование схем происходит автоматически и не требует больших усилий сознания. Но схемы могут быть предрассудочными, и предрассудки, в свою очередь, могут влиять на наши схемы — это порой может мешать верно воспринимать мир.

В частности, гендерные ожидания могут стать источником стереотипов, которые в свою очередь могут оказаться определяющими в наших схемах. Например, для детей нетрудно обсудить действия главных героев в истории, если они являются принцем и принцессой. Но если бы один из героев был гомосексуалистом, уже не все так просто.

Дети, имеющие четкие представления в вопросах половой принадлежности, могут неверно называть пол людей на гендерно-несогласованных изображениях. Поэтому необходимо осознавать вид схем, которые мы используем, и стараться минимизировать их влияние на нашу жизнь.

Процессы ассимиляции и аккомодации для расширения схем мышления

Окружающий мир постоянно меняется, и чтобы осознавать его, мы используем схемы мышления. Чтобы эти схемы были актуальными, нужны процессы ассимиляции и аккомодации.

Ассимиляция заключается в добавлении новой информации в уже существующие и сложившиеся схемы мышления. Например, мы знаем, что собаки бывают разных пород и размеров, и когда встречаем новую породу, добавляем ее в список известных.

Аккомодация предполагает изменение существующих схем, что позволяет наиболее точно понимать мир вокруг нас. Например, если человек, увидев тигра, понимает, что это большой мясоядный кот, то после достаточного количества схожих встреч он может изменить свою классификацию и сформировать новую схему, относящую тигра к крупным кошкам, а не к котам.

Создание и изменение схем мышления зависит от возраста человека. В молодости изменения происходят легко и быстро, но со временем новую информацию сложнее усваивать и приспосабливаться к ней.

Зачастую, даже при наличии доказательств, противоречащих нашим убеждениям, мы упорно продолжаем придерживаться своих схем мышления. В таких случаях постоянный поток новых данных и призывов к изменению схем оказывает воздействие на нашу психику и постепенно приводит к непринужденным изменениям в наших схемах мышления.

Таким образом, адаптация и аккомодация — это необходимые процессы для создания, изменения и расширения наших схем мышления, что позволяет более точно воспринимать и понимать окружающий мир.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 3 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru