- Использование таксономии и онлайн-программы «Курс для развития Мышления» для улучшения саморазвития
- Таксономия: иерархическая классификация систем
- Уровни таксономии Блума: ключ к успешному обучению
- Уровень запоминания: первый шаг к освоению материала
- Понимание – важный элемент саморазвития
- Применение полученных знаний в сфере саморазвития
- Искусство анализа: ключ к успешной деятельности
- Синтез и цель: как связаны эти понятия
- Оценка – не просто «хорошо» и «плохо»
- Уровни психомоторных целей учебных действий
- Как таксономии аффективных и когнитивных целей помогают в саморазвитии?
Использование таксономии и онлайн-программы «Курс для развития Мышления» для улучшения саморазвития
Существует множество ситуаций, когда мы можем столкнуться с проблемой неспособности решить задачу или подступиться к ее решению. В таких моментах может пригодиться знание принципов таксономии и использование онлайн-программы «Курс для развития Мышления».
Онлайн-Курс для развития Мышления является эффективным инструментом для организации знаний и классификации информации. В отличие от большинства других программ, для ее завершения требуется всего 2 месяца, а чтение этой статьи займет не более 10 минут, что существенно сократит потраченное время на обучение.
Таксономия, понятие, которое помогает организовать и классифицировать информацию в группы в соответствии с определенными принципами, может также помочь ускорить поиск и улучшить понимание информации.
Одним из примеров таксономии является система классификации библиотек, где информация организуется по разным категориям в соответствии с общими принципами и правилами.
Существуют разные принципы таксономии, включая принцип близости, принцип различия и принцип симпликации. Принцип близости утверждает, что объекты, которые имеют схожие характеристики, должны быть в одной группе. Принцип различия утверждает, что особенности отдельных групп могут использоваться для их разделения. Принцип симпликации утверждает, что структуры классификации должны включать минимальное количество категорий, необходимых для правильного распределения объектов.
Выводы, которые можно сделать, заключаются в том, что правильное использование таксономии может помочь ускорить поиск информации и улучшить общее понимание и организацию знаний, что является важным фактором в самосовершенствовании и развитии личности.
Таксономия: иерархическая классификация систем
Термин «таксономия» был введен французским ботаником Огюстеном Пирамом Декандолем в его книге Théorie élémentaire de botanique в 1813 году. Таксономия — это наука о классификации иерархических систем, которая применяется в различных областях, таких как биология, геология, география, лингвистика, медицина и образование.
В биологии принципы таксономии остаются актуальными и проиллюстрированы в книге Principles of animal taxonomy. Кроме того, таксономия нашла применение в образовании, где Бенджамин Блум и его группа ученых в 1956 году издали книгу Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals.
Таксономия Блума — это классификация психомоторных, аффективных и когнитивных целей образовательного процесса. Это помогает педагогам определить, какие знания и навыки должны быть изучены учениками, учитывая их индивидуальные способности. Книга Блума «Developing Talent in Young People» содержит полезные идеи о развитии талантов учеников.
Таксономия Блума получила высокую оценку ЮНЕСКО и до сих пор остается важным инструментом для определения и классификации целей образования.
Уровни таксономии Блума: ключ к успешному обучению
Одним из самых популярных способов упорядочить цели обучения сегодня является таксономия Блума. Это система, которая позволяет сформулировать и упорядочить конкретные цели в области получения знаний и навыков.
В своей работе Блум определил 6 уровней таксономии когнитивных целей: уровень знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценки.
Согласно этой системе, уровень знания и понимания материала – это только начальные уровни. Это значит, что учебный процесс не должен ограничиваться запоминанием и пониманием материала. Он должен быть направлен на достижение более высоких уровней таксономии, которые требуют от студентов уже не только понимания, но и применения полученных знаний на практике, анализа, синтеза и оценки.
Для преподавателей таксономия Блума – это не только инструмент, позволяющий определить цели обучения, но и инструмент, который помогает выбрать наиболее подходящие методы обучения для каждого уровня. Кроме того, каждый уровень таксономии имеет свои характеристики и навыки, которые требуются для его успешного освоения студентами.
Но достижение высоких уровней таксономии – это длительный процесс, который требует усилий и соответствующих заданий для учащихся. Поэтому, обучение, ориентированное на развитие когнитивных целей, должно быть построено осмысленно и включать в себя разнообразные методы, которые позволят студентам продвигаться по уровням таксономии.
Таким образом, знание таксономии Блума является необходимым инструментом для всех, кто связан с образованием и желает достигать успешных результатов в обучении.
Уровень запоминания: первый шаг к освоению материала
Прежде чем начинать понимать изучаемый материал, необходимо на первом уровне таксономии Блума запомнить информацию. На этом уровне не требуется понимания материала, только запоминание. Все мы сталкивались с тем, что нужно запомнить: алфавит, таблицу умножения, английские слова, правила дорожного движения, хронологические таблицы или исторические события. Ключевое слово на этом уровне — «запомнить». Важно немного отойти от понимания материала и просто запомнить его.
Чтобы получить знания на этом уровне, нужно много повторять изучаемый материал. Одна из лучших практик — использовать карточки помощи. На одной стороне напишите вопрос или термин, а на другой — ответ. Это поможет лучше запомнить информацию.
Переход к следующему уровню происходит только после освоения этого уровня. Так что не нужно переходить к пониманию материала раньше времени. Взгляните на запоминание информации как на первый и самый важный шаг к освоению материала.
Понимание – важный элемент саморазвития
Для того, чтобы достичь успеха в своей профессии и в жизни, необходимо стараться постоянно изучать новое и развивать свои навыки и знания. Однако, просто знание не всегда достаточно. Важным аспектом развития является понимание.
Понимание – это более высокий уровень, чем просто знание. Для примера, можно привести задачу по физике. Человек может знать формулу, но без понимания каждой переменной в ней, он не сможет ее применить.
Для достижения уровня понимания, необходимо уметь перефразировать материал в своих словах и применять знания на практике. Это особенно актуально при изучении новых предметов и профессий.
Ключевые слова для понимания: постижение, объяснение, уточнение. Чтобы достичь уровня понимания, нужно самотулентно работать с материалом, искать значение слов, терминов, переменных и связанных с изучаемой темой понятий.
Однажды достигнув уровня понимания, можно начать применять свои знания на практике, но до этого нужно проделать большую работу.
Применение полученных знаний в сфере саморазвития
Стремление к знаниям, безусловно, является одним из ключевых аспектов саморазвития. Однако, как справедливо отмечается на данном этапе, просто получение знаний недостаточно. Применение их в практической деятельности является не менее важным этапом на пути к своему совершенствованию.
Практическое применение знаний может проявляться в различных сферах жизни. Например, выполнение лабораторной или контрольной работы в обучающейся среде — это также практическое применение полученных знаний. Также это может быть составление отчета, технического задания или мануала к техническому устройству. Везде, где требуется вычисления, подсчеты и операции со знаниями, выход из зоны комфорта умов и применение полученных знаний оказывается необходимым.
Без практического применения знаний изучение их не имеет смысла. Практика, отработка приемов и анализ становится незаменимым на этом этапе для развития. Особенно для достижения качественных результатов на этом уровне нужна тренировка, а также поддержка и сотрудничество со стоящими на одной с вами ступени. Командная работа может сделать этот этап более продуктивным и плодотворным.
Искусство анализа: ключ к успешной деятельности
Анализ – это не что иное, как набор процедур, направленных на разбор ситуации и выявление ее ключевых аспектов. Несмотря на то, что это понятие может показаться сложным и доступным только специалистам, на самом деле, анализ используется в различных областях жизни и может быть выражен в разных формах.
Строительство, готовка пищи, водительское дело – без анализа не обходится ни одна из этих сфер. Однако особое значение анализ имеет для бизнеса, маркетинга, науки, медицины, компьютерных технологий, банковского дела. В каждой из этих сфер без анализа невозможно работать эффективно и достигать желаемых результатов.
И когда дело касается конкретных событий, таких как протокол лечения или заимствованная маркетинговая стратегия, анализ оказывается особенно важным. Оба эти понятия должны быть скорректированы, чтобы учитывать индивидуальные особенности и конкретные условия.
Слово «анализ» является ключевым для данного уровня, так как анализ кроется в таких сложных процессах, как сравнение, сопоставление, поиск, дифференциация и обобщение. В этом процессе необходимо умело использовать различные инструменты и программное обеспечение.
Ошибка в анализе может привести к полной неспособности достичь поставленной цели. Но для более успешного выполнения проекта необходимо освоить следующие уровни, в числе которых синтез – способность собрать все аспекты проекта и создать из них новую цель.
Синтез и цель: как связаны эти понятия
Синтез — это процесс изучения объекта или явления в целом, в единстве и взаимосвязи всех его компонентов и процессов. Синтез позволяет получить более глубокое понимание объекта и выработать наиболее эффективные стратегии и планы действий для достижения цели. Цель, в свою очередь, подразумевает процесс постоянного совершенствования и требует выработки стратегии, тактики и шагов в направлении ее достижения.
Применение теории ограничений показывает, что любая система имеет ограничения в росте и развитии. Локальные улучшения без общей стратегии и видения ситуации не приведут к положительному конечному результату. Например, в бизнесе разросшиеся и разрозненные процессы могут тормозить достижение главной цели – увеличения прибыли. Система образования, в свою очередь, может полностью заслонить конечную цель, когда объем преподаваемых знаний по отдельным предметам становится настолько большим, что студенты начинают терять из виду главную цель — получение полезных знаний и умений.
Ключевые слова данного уровня таксономии целей — это «обобщение», «группировка», «допущение», «моделирование», «реконструкция», «проектирование». Чтобы справиться с этими задачами, нужно задавать вопросы: «о чем говорит это явление?», «какой вывод можно сделать из этого обстоятельства?», «к чему приведет отсутствие изменений?», «что нужно изменить, чтобы достичь цели?»
Например, производственный цех может производить много продукции, но не может ее продать, что вредно для бизнеса. Отдел маркетинга может повышать конверсию интернет-магазина, но отдел продаж не может обслужить столько заявок, и усилия маркетологов становятся бесполезны с точки зрения главной цели бизнеса — получения прибыли. Поэтому важно вовремя оценить последствия разрабатываемых стратегий, тактик и планов, чтобы достичь главной цели — успешного развития бизнеса.
Оценка – не просто «хорошо» и «плохо»
Оценка регулярно используется в жизни человека: ежедневно мы оцениваем свои поступки и поступки других. Однако, выполнение оценки не сводится к простому выносу суждения типа «хорошо» и «плохо». Оценка является многофакторным анализом и синтезом данных, то есть, чтобы ее выполнить корректно, нужен определенный объем информации, который позволяет приногать обоснованное и импарциальнное решение.
Важно помнить, что не все оценки, которые кажутся очевидными, являются верными. На Земле всегда многополярный мир и то, что хорошо для одной страны или группы людей, может оказаться неблагоприятным для другой.
Чтобы достигнуть достоверной оценки последствий, необходим определенный объем данных для анализа. Ключевые слова на данном уровне оценки включают в себя «оценка», «суждение», «критика», «трактовка» и «интерпретация».
Кроме этого, SWOT-анализ является методом оценки, который оценивает сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Также, важно отметить, что Бенджамин Блум считает оценку высшим уровнем в иерархии когнитивных целей. Согласно его теории, таксономия учебных или когнитивных целей включает аффективные и психомоторные цели.
Уровни психомоторных целей учебных действий
Обучение не сводится к запоминанию фактов, оно также включает развитие навыков психомоторной деятельности в логической последовательности. Эти навыки, в свою очередь, представлены уровнями, созданными Бенджамином Блумом. Хоть он не представил подробной классификации уровней психомоторных целей, но была представлена общая характеристика.
Последователи его теории вывели более подробную классификацию. В книгах «A taxonomy for learning, teaching, and assessing», «Designing a new taxonomy of educational objectives» и «Principles of animal taxonomy» были дополнительно обобщены и описаны уровни развития психомоторных навыков.
Примеры разных уровней психомоторных целей:
- Восприятие. Самый низкий уровень. Представляет из себя восприятие новых знаний, их понимание и усвоение.
- Готовность к действию. На этом уровне мы готовы к действию и мыслим возможные способы достижения цели.
- Управляемый ответ. Этот уровень представляет собой использование полученных знаний для выполнения задачи.
- Механизм. Этот уровень включает в себя широкий спектр физических и психических умений, в том числе простых и сложных навыков восприятия и движения.
- Сложный открытый ответ. На этом уровне мы используем наши знания, чтобы решить сложную проблему.
- Приспособление. На этом уровне мы создаем новый метод решения проблемы и осваиваем его.
- Происхождение. Этот уровень включает в себя создание новых идей и методов, направленных на достижение определенной цели.
Как таксономии аффективных и когнитивных целей помогают в саморазвитии?
В процессе обучения человек не только формирует навыки и знания в определенной сфере, но и развивает навыки в области эмоций. Так, таксономия аффективных целей включает 5 уровней: получение, ответ, оценка, организация и абстракция. Она помогает людям научиться управлять своими эмоциями, развивать эмпатию и проявлять социальную ответственность.
Кроме того, таксономия Блума, которая включает в себя 6 уровней когнитивных целей: помнить, понимать, применять, анализировать, оценивать и создать, используется в различных областях. Она помогает людям лучше понимать информацию, анализировать ее и применять в практической деятельности. Принципы таксономии Блума также применяются в экономике, инвестициях и IT-сфере.
Однако, при оценке таксономий возникают определенные проблемы. Основная критика таксономии Блума связана с несамоочевидностью иерархии уровней и сложностью применения в практической деятельности. Кроме того, в гуманитарной сфере, включая педагогику, понимание точности и естественности отличается от естественных наук.
Тем не менее, использование таксономий аффективных и когнитивных целей помогает людям развивать навыки управления своими эмоциями и развивать Критическое мышление, что позволяет им достигать успеха в различных областях деятельности и продвигаться в личностном росте.
бесплатно
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы