Изучаем антипозитивизм: как отказаться от стереотипов для лучшей карьеры и жизни

Парадигма условности и относительности: новое представление о знании

С появлением позитивизма в науке возникло понимание о необходимости точного знания для научного мышления. Однако, с развитием научных предметов появлялись новые стандарты, и становилась очевидной иллюзорность универсального знания. Появились новые философские течения, которые критиковали эти принципы и формировали парадигму условности и относительности каждого знания.

Эта парадигма существенно влияет на методологии исследования, которые нацелены на изучение не только фактов, но и контекста, в котором события происходят. Такой подход позволяет рассматривать проблемы в их комплексности, учитывать мнение разных сторон и находить нестандартные подходы в трудных задачах.

Сегодня существует онлайн-Курс для развития мышления, которая предлагает более 20 техник мышления, помогающих логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить новые идеи. Это необходимо для того, чтобы продуктивно работать в условиях быстро меняющейся среды с большим объемом информации и разнообразными ситуациями.

Новые течения в гуманитарных науках в начале 20 века

К концу 19 века стало очевидным, что принципы Огюста Конта нуждаются в пересмотре. Это привело к возникновению нового поколения позитивистов и антипозитивистских идей. Неопозитивизм разработали ученые из сферы точных наук, а антипозитивизм был результатом переосмысления гуманитарной методологии.

Единственной успешной попыткой создать позитивистскую историю была концепция Леопольда фон Ранке. Но на переломе 19 и 20 столетий возникло множество модерных течений в гуманитарных науках. Критика категорической роли эмпиризма стала главным направлением неорационализма, структурализма и понимающей социологии.

Молодое поколение интеллектуалов того времени было в ожидании нового столетия и начало переосмысливать философское наследие своих отцов. Понятие «fin de siècle», которое стало решающим в формировании модерного мышления, возникло в этот период. Молодое поколение искало самовыражения, которое нельзя было найти в рамках строгой эмпирической парадигмы позитивизма.

Неорационализм как философское течение

Неорационализм возник в 30-е годы 20 века и был направлен против эмпиризма позитивистов. Он переосмысливал фундаменты рационализма Декарта и Канта и использовал идеи немецкой философии. Тезис неорационализма заключается в том, что эмпирический уровень всегда зависит от теоретического. Согласно этой концепции, диалог и взаимосвязь разума и опыта являются приоритетными элементами.

Неорационализм принял от позитивизма отказ от мистицизма, априоризма и веры как научных категорий. Наука, философия и религия разделились, каждая из них придерживалась своих методологических подходов.

Основное достижение неорационализма заключается в признании динамичности и диалектичности знания. Это отличает его от позитивизма. Французский философ Гастон Башляр внес вклад в обоснование диалектики естествознания.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Хотя критика позитивизма была продуктивной и нашла все больше новых аспектов для проверки истинности знания, неорационализм не получил широкой популярности в гуманитарных кругах. Вместо него, там критикой позитивизма занимался структурализм.

Структурализм: основные идеи

Структурализм – это направление в философии, возникшее в ответ на необходимость разработки специальной методологии для изучения сложных систем и процессов, таких как язык, культура, история и антропология. Структурализм базируется на идее о том, что в этих системах существуют неявные, но стабильные законы устройства и функционирования, которые можно выявлять с помощью абстрактно-теоретических методов.

История науки показывает, что структурализм возник благодаря нескольким факторам, включая развитие лингвистики, социологии и антропологии. В этих областях возникла необходимость в изучении языка, социальных структур и культурных явлений, что привело к поиску новых методов и подходов.

Важной чертой структурализма является понимание гуманитарных наук как особых предметов изучения, требующих собственной методологии. В отличие от естественных наук, где можно проводить эмпирические исследования, гуманитарные науки изучают сложные системы, где наблюдение может быть затруднено или невозможно.

Структурализм представляет собой переход от описательного исследования к абстрактно-теоретическому, с помощью которого можно анализировать структуры в разных науках, включая культуру, историю и антропологию. Основная черта структуры – это множество элементов, связанных между собой единой целью, и каждый элемент выполняет свою автономную функцию.

Некоторые известные исследователи, работающие в рамках структурализма, включают Фердинанда де Соссюра, Клода Леви-Стросса и Ролана Барта. Они попытались анализировать структуры в разных науках, таких как язык, культура и антропология.

Одним из важных аспектов структурализма является тезис о «смерти человека», который означает отказ от идеи о том, что человек является центром вселенной. Вместо этого, структурализм признает, что человек – это часть более широкой структуры и не обладает специальным статусом в этой структуре.

Постструктурализм – это продукт структурализма, который предполагает анализ исключительно системных характеристик. Это привело к признанию гуманитарных знаний научными благодаря структурализму и постструктурализму.

Понимающая социология: понимание общества через смысл и интерпретацию

В конце 19 века социология претерпела ряд изменений, вызванных антипозитивистским движением, к которому присоединилась и социология Огюста Конта. В результате, внутри социологии начали существовать антагонистические взгляды на изучаемые проблемы.

Одной из альтернативных моделей стала понимающая социология, предложенная Максом Вебером и Эмилем Дюркгеймом. Она не ограничивается простым описанием социальных моделей, а ставит перед собой задачу понимать их смысл и причины.

Понимающая социология основывается на интерпретации общества на основе достижений биологии и историко-культурологического наследия. Она учитывает индивидуальную интерпретацию общества через мировоззрение человека, в отличие от позитивистского мышления, которое склонно рассматривать внешнее бытие.

Одним из главных антагонизмов понимающей социологии стало смещение интереса к изучению личности и индивидуальной интерпретации общества, которое выполняется через мировоззрение человека.

Позитивизм: роль в истории философии

Концепция позитивизма до сих пор остается одной из наиболее значимых для науки и философии. Начиная со второй половины 19-го века, концепция организовала научное мышление, отделив науклонное мышление от теологического, богословского и философского мышления.

Отделение мысли науки от религии и философии и обособление их как самостоятельной области знаний стало причиной ожесточенных дискуссий в этой области знаний. Но, как говорится в первой идее, число этих дискуссий может свидетельствовать о важности данного философского течения.

В итоге позитивизм сформировал точную философию для науки и продолжает быть почитаемым до сих пор (идея 3). Однако, к концу 19-го века были высказаны критические замечания по поводу методологии данного течения (идея 4).

Однако, именно критика позитивизма привела к формированию новых методов исследования (идея 5). Новые методы исследования не зависят от эмпирического уровня исследования, а ценятся больше, чем интуиция (идеи 6 и 7).

Следовательно, хотя позитивизм был подвергнут критике, он до сих пор имеет неоценимую роль для философского мышления и исследований в науке.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru