Процессуальные и содержательные теории мотивации
Мотивация является одной из наиболее захватывающих и актуальных тем в сфере саморазвития и профессионального роста. Она играет ключевую роль в определении того, что побуждает людей к действию, какие цели они ставят перед собой и как стремятся к их достижению. Существует множество теорий мотивации, которые можно условно разделить на две крупные группы: процессуальные и содержательные.
Содержательные теории мотивации сосредотачивают свое внимание на иерархии потребностей и исследуют, какие потребности доминируют на различных этапах жизни человека. Одной из самых известных является пирамида Маслоу, которая предлагается как классификация важных потребностей от базовых физиологических до потребностей в самоактуализации. Например, сначала человек удовлетворяет потребности в еде, безопасности и социальном признании, а затем стремится к самореализации и достижению своих мечтаний. Содержательные теории считают, что человек движется к удовлетворению своих потребностей и реализации личного потенциала в иерархическом порядке.
Дополняют данный подход теория ERG Клейтона Альдерфера и теория двух факторов Герцберга. Альдерфер сократил уровни Маслоу до трех: Экзистенциальные, Связанные и Рост (ERG), тогда как Герцберг утверждал, что существуют мотивационные факторы и «гигиенические» факторы, влияющие на удовлетворенность работой. Например, если рабочие условия (гигиенические факторы) неудовлетворительны, мотивация будет низкой независимо от того, насколько интересна работа.
С другой стороны, процессуальные теории мотивации рассматривают механизмы, благодаря которым внешние сигналы и стимулы превращаются в внутреннее побуждение и решения. Они основываются на предположении, что люди руководствуются своими целями, предпочтениями и ожиданиями, анализируя возможные последствия своих действий. Эти теории сосредоточены на процессе, в котором люди принимают решения о том, как поступить для достижения желаемого результата.
Одна из ключевых процессуальных теорий мотивации — это теория ожиданий Виктора Врума. Врум предложил методологию, которая утверждает, что уровень мотивации зависит от ожиданий человека относительно усилий, производительности и вознаграждения. Примером может быть сотрудник, который оценивает, насколько сильно ему нужно постараться, чтобы получить повышение, и действительно ли это повышение приведет к увеличению удовлетворенности и других положительных эмоций. Если человек верит, что его усилия приведут к достойным результатам, он будет проявлять больше энтузиазма и инициативы.
Другими примерами процессуальных теорий являются теория справедливости Джона Стейси Адамса и теория постановки целей Эдвина Лока. Адамс подчёркивает, что люди стремятся к справедливости в обмене («ты мне — я тебе»), оценивая свои усилия и вознаграждения по сравнению с другими. В то время как Лок указывает на значимость ясных и конкретных целей для увеличения эффективности и мотивации человека.
Таким образом, процессуальные и содержательные теории мотивации представляют собой глубокие и разные подходы к пониманию человеческого поведения и побуждений, предлагая ценные инструменты для личного и профессионального развития.
Выбор и мотивация в трудовой деятельности
Каждый из нас, рано или поздно, сталкивается с важнейшим выбором в своей жизни — выбором профессиональной деятельности. Этот вопрос далеко не всегда бывает простым и очевидным. Здесь на помощь приходят исследования различных психологов и специалистов. Среди них особо выделяется американский исследователь Виктор Врум, профессор психологии и производственного администрирования в Йельском университете. Он посвятил свою карьеру изучению мотивации человека при принятии решений, трудовой мобильности, удовлетворенности работой и производительности труда.
Основополагающей концепцией теории Врума является понятие осознанного выбора. По Вруму, человеческое поведение не может быть строго определено его потребностями. Оно является результатом наилучшего из возможных вариантов, который человек выбирает в конкретной ситуации. Каждый из нас стремится к той стратегии, которая будет наиболее эффективной и приведет к желаемым результатам. Этот подход базируется на том, что человек действует рационально в своих стремлениях, подбирая наиболее подходящие средства для достижения своих целей.
Примером такого выбора можно считать человека, стоящего перед выбором между работой с высокими доходами и более стабильной, но менее оплачиваемой должностью. Рациональный анализ личных целей и возможностей, наличие страха перед рисками или стремление к спокойствию будут определяющими факторами этого выбора. В одном случае человек может предпочесть высокие доходы, даже если работа сопряжена с рисками, а в другом — стабильность с меньшими доходами.
Другой пример может быть связан с выбором между одобрением со стороны коллег и начальства и реализацией творческих амбиций. Некоторые могут выбрать путь, где творчество и самовыражение являются приоритетом, даже если это потребует больше усилий и может не сразу принести признание, в то время как другие предпочтут поступательно двигаться по карьерной лестнице через командные достижения и выстраивание отношений.
Важно также понимать, что практически все действия человека являются результатом сознательно сделанного выбора. Осознанный подход к выбору профессиональной сферы может значительно увеличить шансы на достижение успеха и удовлетворенности в работе. Ведь чем больше человек понимает свои цели и ориентиры, тем больше он способен выбрать подходящую стратегию для их реализации.
Мотивация и её факторы: что влияет на Принятие решений?
Человеческие действия часто продиктованы мощью их внутренних мотивов. Виктор Врум, один из ведущих исследователей мотивации, утверждает, что мотивационная сила служит не только привлекательности ожидаемого результата, но и риску, связанному с решением. Ожидания, ограничивающие возможности человека, зависят не только от его личного опыта, но и от того, как он оценивает свои шансы на успех.
Представьте, что вы стоите перед выбором новой работы. На одной стороне мера привлекательности: престиж, высокая зарплата, карьерные перспективы. На другой – риск: новая команда, неизвестный руководитель, возможность не справиться с обязанностями. Ваше решение будет напрямую зависеть от того, насколько вы верите в успешное освоение нового места. Вероятность успеха можно измерить в диапазоне от 0 до 1. Если эта вероятность приближается к единице, значит, вы считаете себя практически гарантированно успешным. В случае, когда вероятность равна нулю, вы практически уже смирились с неудачей.
Пример из спортивного мира: профессиональный бегун, который постоянно устанавливал рекорды, будет верить в свои силы и планировать будущие победы с большей уверенностью. Но даже у него рано или поздно может возникнуть сомнение, особенно если предстоит новый, неизведанный рубеж. С другой стороны, начинающий бегун, который только осваивает дистанции, может быть менее уверен в своих силах сразу установить рекорд, но при поддержке тренера и улучшении личных показателей его мотивация возрастает.
Нельзя также недооценивать влияние прошлого опыта на текущие ожидания и результаты. Например, если сотрудник был успешно вознаграждён за свою работу в прошлом, это может значительно укрепить его уверенность в будущих успехах. Однако, определить универсальный рецепт мотивации практически невозможно; это комплексный процесс, охватывающий множество факторов и переменных. Именно эти детали делают мотивацию такой загадочной и непредсказуемой.
Теория мотивации Виктора Врума: Путь к пониманию человеческого поведения
В современном мире мотивация играет ключевую роль в жизненных выборах и поведении человека. Эта связь стала предметом глубоких исследований, и одной из самых значимых теорий в этой области является теория ожиданий, разработанная Виктором Врумом. Врум предложил, что мотивационная сила зависит от ожиданий относительно желаемых или нежелаемых результатов конкретных действий, что делает его подход весьма практичным и применимым.
По мнению Врума, положительная мотивация возникает, когда человек ожидает желаемых результатов от своих действий. Например, сотрудник, который верит, что упорный труд приведет к повышению заработной платы или карьерному продвижению, будет работать с энтузиазмом и усердием. С другой стороны, негативная мотивация появляется при ожидании нежелательных последствий, таких как наказания или критика. Классический пример — ученик, который учится, чтобы избежать наказания за плохие оценки.
Чтобы предсказать поведение человека, необходимо понимать два ключевых элемента: валентность ожидаемых результатов (то есть насколько желаемы или нежелательны эти результаты) и уровень убежденности в том, что конкретные действия действительно приведут к этим результатам. Например, если профессионал сильно верит, что дополнительные усилия на работе приведут к признанию и наградам, его мотивация будет высокой.
Хотя теория Врума не лишена недостатков и критики, ее влияние остается значительным. На основе этой теории были разработаны такие теоретические модели, которые не только объясняют мотивацию и поведение сотрудников, но и активно используются для улучшения управленческих практик. Врумовская теория мотивации стала фундаментом зарубежного менеджмента и нашла свое применение в трех основных областях: выборе профессии, удовлетворенности работой и повышении производительности труда.
Известны многочисленные примеры использования теории Врума в корпоративной среде. В крупной технологической компании менеджеры могут использовать эти принципы для разработки программ поощрения сотрудников. Например, предоставление бонусов за достижение определенных целей может значительно повысить мотивацию команды. В сфере образования, учителя могут применять теорию Врума для стимулирования учащихся через систему наград и признания их достижений.
Таким образом, теория мотивации Виктора Врума продолжает оказывать значительное влияние на современные подходы к управлению человеческими ресурсами, создавая условия для более эффективного и вдохновляющего рабочего процесса.
бесплатно
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы