Как не сгореть на работе?

выгорание Психология и самоанализ

С точки зрения психологии, ощущение непреодолимой физической и психологической усталости от воздействия профессиональных стрессов называется «синдромом выгорания». Статистика показывает, что в таком состоянии одномоментно пребывает до четверти работающих.

Как возникает Выгорание?


Профессиональное Выгорание настигает чаще всего тех, кто проявляет энтузиазм, увлеченность, самоотверженность в работе. Есть ли способы профилактики такого состояния?

Выгорание как правило, нарастает медленно, шаг за шагом, на протяжении многих месяцев или даже лет. Сначала новая работа вызывает массу ярких, позитивных впечатлений, приносит удовольствие и наслаждение от полученных результатов. Но со временем человек вязнет в однообразии и рутине. При этом сложность новых задач все повышается, но на их выполнение уже не остается сил.


Итак, что же указывает на наличие «синдрома выгорания»?

1. Состояние психической и физической усталости, которую невозможно преодолеть обычными способами. Не помогают даже регулярные и полноценные перерывы для отдыха, посещения спортзала и смены обстановки.
2. Замкнутость, отсутствие всякого желания к общению с коллегами по работе или клиентами, а позже – и со всеми окружающими.
3. Чувство неудовлетворенности жизнью, своими и чужими действиями. А также постоянные сомнения и неуверенность в собственных силах, чувство безысходности.


Как известно, хронический стресс проявляет себя на всех уровнях – телесном, чувственном, поведенческом.

Попробуйте BrainApps бесплатно


На уровне тела: усталость, болевые ощущения в разных местах. Частые мигрени, бессонница, учащенное сердцебиение, расстройства кишечника. Интерес к занятиям сексом снижается, либо вовсе пропадает. Напротив, к алкогольным напиткам и психотропным веществам человек проявляет повышенную заинтересованность.


На уровне эмоций: постоянно одолевающая скука, раздражительность по мелочам. Частые вспышки гнева, ощущение опустошенности и бессилия, горечь, апатия, тревога. Усиливается недовольство своей деятельностью и местом работы.


На уровне поведения: рассеянность, забывчивость. Пропадает Чувство юмора. Недовольство клиентами, коллегами и руководством. Склонность не решать проблемы, а, подобно страусу, спрятать голову в песок.

(c) freepik.com


Факторы, которые способствуют «синдрому выгорания»


Существуют факторы, которые, как правило, негативно влияют на психику людей. Совокупность их воздействий способна превратить самую замечательную работу в настоящий кошмар.

1. Неудобные условия работы. В частности, духота, шум, недостаточное освещение, теснота.
2. Вызывающий дискомфорт ритм работы. Например, изнуряющие переработки, внезапные изменения в графике. Или, напротив, незаполненность рабочего времени. А также размер оплаты труда, не соответствующий ожиданиям и квалификации сотрудника.
3. Избыточные ожидания окружающих, высокий уровень ответственности или ее отсутствие.
4. Неприязненные отношения в коллективе, давление со стороны коллег и руководства. Череда бесконечных сплетен и интриг, конфликты между работниками.


Кроме того, список негативных факторов дополняется отсутствием перспектив карьерного роста, неосведомленностью о своих полномочиях и обязанностях.


Способы устранения синдрома выгорания


Существует ли выход из создавшейся тягостной ситуации? Чтобы справиться с синдромом выгорания, необходимо трезво оценить свое состояние. Несомненно, требуется отслеживать любые изменения в своем поведении, отношении к людям. Если мысли о работе сопровождаются раздражением и навевают тоску. Или для вас лучше заболеть, чем идти на работу? Если так, то необходимо немедленно принимать меры.


В первую очередь, попробуйте максимально «одушевить» свое рабочее место. Лучше всего украсить обстановку забавными фото, мемами, любимыми безделушками. Такие предметы будут напоминать, что и за пределами офиса ваша жизнь полна разнообразных интересных моментов.


Если у вас возникло чувство, что жизнь на работе представляет собой застоявшееся болото, то лучше заняться поисками возможной замены.


Кроме выполнения обязанностей по работе не забывайте общаться с коллегами. Хорошие отношения с работающими рядом людьми, бесспорно, уменьшат стрессовую нагрузку. Чтобы отвлечься от надоевшей работы, больше общайтесь на темы, не связанные со служебной деятельностью.
Полноценно отдыхайте во время отпуска или обеденного перерыва. Старайтесь не задерживаться сверхурочно и не обедать на рабочем месте. По окончании рабочего дня выбрасывайте из головы все мысли о своих делах до завтрашнего утра.


Ведь в мире есть не только работа, но также и семья, друзья, кино, театры, хобби, клубы по интересам, книги, спорт, природа. Позвольте накопившимся эмоциям выйти, танцуйте, совершайте путешествия, организовывайте вечеринки, посещайте знакомых и друзей. Высыпайтесь — ведь именно в процессе сна организм восстанавливает силы. Взрослому человеку требуется спать не менее 8 часов в сутки. Придерживайтесь этой цифры, чтобы избежать истощения сил.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 29 оценок, среднее 3.8275862068966 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru