Эксперимент Аша, что это и как в него не попасть?

Научпоп

[toc]Привет! Ты снова вернулся на странички блога и теперь интересуешься экспериментом Соломона Аша? Могу предположить, что тебя сюда привело праздное любопытство или поиски доступного объяснения таких слов как: конформизм, групповое подкрепление или стадный инстинкт. Практикующим психологам будет любопытно почитать заметки потенциального клиента, а неискушенным пригодится доступное объяснение феноменов, с которыми мы сталкиваемся по сто раз на дню.

Начнем издалека. Ты наверняка стоял в дворовом магазине в очереди и перебирал в голове лестные выражения о бабульке, которая полчаса выбирала, какой батон она хочет взять, потом начала проклинать продавщицу за то, что та ей подсовывает «плохую» булку, разворачивается и уходит. Ушла и слава Богу! Спокойнее будет.

Как ни странно, но каждый, кто стоял в очереди и хотел купить хлеб, почему-то отказался от покупки или попросил посмотреть хлебо-булочное изделие поближе. И у тебя закралась мысль, а может бабулька на опыте? Может с батоном реально что-то не то?

Где здесь конформизм и эксперимент Аша, какое вообще отношение маразм имеет ко всему этому? Да самое прямое! Бабулька может и с маразмом, а вот хлеб был нормальный. Просто бабка зарядила утку, что хлебушек-то подпорченный. Вот каждый второй и засомневался. Хочешь назвать это стадным инстинктом? Да на здоровье. А вот в 1951 году знаменитый американский психолог Соломон Аш провел эксперимент и доказал, что поведение индивидуума зависит от поведения группы, в которой этот самый индивидуум находится. Бабка, в данном случае, запустила утку, то есть повлияла на мнение группы, а каждый в отдельности поддался ошибочному представлению большинства.

Стадный инстинкт или спланированный заговор?

В группе Аша не было ни бабки, ни батона, в эксперименте участвовали вполне, по мнению самого Аша, адекватные люди. Группу студентов пригласили для проверки зрения. Со стороны Аша это была конкретная подстава, так как никто студентам зрение проверять не собирался. Группу тех, кому требовалась консультация офтальмолога, разбили и сформировали новые группы. Составили их следующим образом: группа помощников Аша и один, не посвященный в суть происходящего.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Для проверки зрения предлагалось посмотреть на два изображения поочередно. На первом была одна вертикально расположенная линия. На втором – три, но разной длины. Участники группы Аша должны были решить, какая из трех соответствует длине линии, изображенной на первой карточке. Подсадные очкарики давали заведомо ложные ответы. Тот один, кто был не в курсе происходящего, должен был отвечать последним. Как думаешь, реальные участники смогли определить длину линии или послушали мнение других и подчинились существенно ошибочному мнению толпы?

От испытуемых требовалось дать правильные ответы на восемнадцать вопросов. То есть сравнивать восемнадцать карточек. Каждый следующий раз инструкции меняли и находился тот, кому было велено выбирать правильную пару карточек. Чем меньше становился уровень провокации в виде неправильных ответов, тем чаще испытуемые выбирали правильную пару карточек и линий.

Сухая статистика, полученная в результате проведения эксперимента Аша гласит, что три четверти (75 %) испытуемых стали жертвами стадного инстинкта, то есть подчинились мнению толпы.

В случае, если участники эксперимента группы получали инструкции давать разные ответы, то процентное соотношение ошибок к правильным ответам падало в три-четыре раза. В зависимости от радикальности третьего мнения и вариативных комбинаций правильных-неправильных ответов, относительная доля ошибок уменьшилась до 9%.

Эксперимент Аша и конформизм, где взаимосвязь?

По завершении своего эксперимента, Соломон Аш представил миру публикацию, где описал влияние конформизма на группу. Простыми словами в результате эксперимента Аша было доказано, что изменения в поведении или мнении личности могут возникать вследствие реального или воображаемого внешнего влияния, оказываемого другим человеком или группой людей. В быту это явление еще называется приспособленчеством. Зачем отстаивать свою точку зрения? Если мнение большинства по крайней мере не вызывает негативной реакции, осуждения и критики, значит оно правильное!? Зачем отстаивать свою точку зрения, пыхтеть и доказывать, что ты прав? Проще согласиться с толпой, а со временем и самому принять ложное за истину.

Какую цель себе ставил Аш во время проведения эксперимента остается только гадать, но кто предупрежден, тот вооружен. Социальный феномен группы используется в процессе формирования сознания. СМИ во всех возможных формах – ярчайший пример того, где не пренебрегают инструментами воздействия на психику. Не надо даже за хлебом идти, ведь бабки во дворах – это меньшее зло, чем ежедневный зомби ящик, через который нам навязываются «правильные» мысли, фразы и решения. Это уже производная от конформизма и элементы бихевиоризма, а в психологии попросту групповое подкрепление. Всем хорошо, все рады и согласны? Тогда и я против не буду!

Думай головой, не бойся отстаивать свое мнение, без кулаков конечно и тренируй свой мозг, чтобы он всегда был готов адекватно оценивать ситуацию. BrainApps – онлайн тренажер для мозга, с помощью которого можно потренировать и развить память, внимание, логику, приобрести новые способы мышления и даже стимулировать креативность. А что еще надо, чтобы голова работала, пока стоишь в очереди за батоном со стариками, которым просто не с кем пообщаться? Тренируй мозги и не станешь стадом!

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 30 оценок, среднее 3.9666666666667 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru