Бизнес-план

Бизнес-план

Как правильно составлять бизнес-план?

При создании какого-либо бизнеса, возникает вопрос о его прибыльности, возможных рисках и многих других нюансах. Составление специального документа, который называют бизнес-планом, позволит не только перенести на бумагу абстрактную идею, тем самым материализовав ее, но добиться ответа от инвесторов.

Основные задачи бизнес планирования:

  • Предоставление полной информации о проекте посторонним людям (будущим работникам, инвесторам, различным государственным организациям);
  • Оценивание перспективы будущего проекта (некоторые успешные с виду идеи при полноценном изучении оказываются полностью убыточными);
  • Предварительный поиск проблем и способы их решения (так как документ подразумевает подсчет рисков, предприниматель в ходе их возникновения сразу будет знать, что делать);
  • Определение основных показателей, с помощью которых будут регулироваться соотношения затрат к прибыли.

Некоторым предпринимателям кажется, что составление бизнес-плана представляет собой несложную задачу. Достаточно лишь подсчитать все доходы, возможные убытки и лаконично изложить идею, чтобы добиться расположения инвесторов. На практике многие новички даже не представляют, с чего начинать документ и какие к нему предъявляются требования.

Для создания успешной идеи пригодятся навыки креативного мышления и умения находить выходы из неординарных ситуаций. Развить данные функции поможет ресурс BrainApps, где сосредоточено множество эффективных игр и профессиональных статей.

Первые шаги к составлению бизнес-плана

Бизнес-план показывает количественные характеристики нового дела, но его создание может быть пустой тратой времени, если изначально понятна нецелесообразность его реализации.

Перед составлением бизнес-плана предприниматель обращает внимание на следующие нюансы:

  • Соотношение достоинств и недостатков будущего проекта (если количество минусов превышает преимущества, следует подумать, как обратить их в выгоду или хотя бы нейтрализовать);
  • Изучение конкурентов и особенностей рынка;
  • Полноценное продумывание сбыта с учетом всех возможных факторов, влияющих на устойчивость потребности в товаре или услуге;
  • Окупаемость предприятия и перспективы для его будущего развития;
  • Примерное время получения первой прибыли (данный момент позволяет рассчитать сумму, которую изначально нужно вложить в проект).

После учета всех перечисленных нюансов, можно приступать к созданию бизнес-плана. Единой установленной структуры у документа не существует, так как каждый предприниматель создает план с учетом индивидуальных особенностей предприятия.

Общие требования к документу

К любому бизнес-плану применимы следующие принципы написания, придерживаться которых обязан предприниматель. К ним относятся:

  • Язык изложения информации должен быть простым и лаконичным. Текст не должен содержать длинных и сложных для понимания предложений.
  • Объем документа может варьировать в зависимости от вида проекта, но в среднем рекомендуется вкладываться в 20-25 страниц.
  • План должен включать в себя полноценную информацию о будущем проекте и все необходимые сведения, которые может запросить инвестор.
  • Документ составляется на основании реальных, а не предполагаемых или придуманных фактов. В плане должны присутствовать рациональные предложения, подтвержденные соответствующими расчетами.
  • В плане нужно четко описать основные цели предприятия и основу, на которой они строятся.
  • Документ должен быть систематичным, а отдельные его пункты – взаимосвязаны между собой. При этом важной чертой плана остается комплексность.
  • В бизнес-плане обязательно указываются перспективы для развития проекта.
  • Документ должен подразумевать внесение правок и дополнительных рекомендаций, которые может внести инвестор или сам предприниматель.
  • В плане четко прописываются способы контроля над работой будущего проекта.

При создании документа предприниматель должен быть максимально внимателен, чтобы не пропустить важные детали или не ошибиться в расчетах. Проходя ежедневные тренировки на BrainApps, бизнесмен может быть уверен в поддержании когнитивных функций в тонусе и постепенном совершенствовании внимания, памяти, концентрации и мышления.

Структура бизнес-плана и нюансы каждого раздела

Главный документ для будущего бизнеса имеет определенные разделы, наличие которых является обязательным. Предприниматель может добавлять новые категории при надобности, но основа всегда остается неизменной. Именно она гарантирует наличие полного объема информации, которая может пригодиться инвестору.

Титульный лист

Включает в себя следующую информацию:

  • Название проекта и организации, которая собирается его реализовать (указывают все доступные контактные данные);
  • Данные о руководителе и команде разработчиков проекта;
  • Дата составления плана для бизнеса;
  • Некоторые, наиболее значимые количественные показатели (не обязательно).

Меморандум о конфиденциальности

Данный пункт представляет собой письменную защиту авторских прав, которая предусматривает ответственность при несоблюдении следующих требований:

  • Запрет передачи документа третьим лицам;
  • Запрет копировать документ или дублировать его отдельные части;
  • Возврат документа по первому требованию автора;
  • Запрет на разглашение написанной в плане информации.

С помощью меморандума предприниматель защищает себя от плагиата и может спокойно предлагать проект нескольким инвесторам.

Резюме

Этот раздел является одной из самых важных частей бизнес-плана, так как с него инвестор начинает изучение документа. Он должен содержать краткую информацию обо всех последующих разделах и заинтересовать тех, от кого зависит будущее финансирование.

Основная идея проекта

В этом разделе автор предоставляет аргументы и факты, которые подтверждают успех будущего предприятия. Он четко описывает цели и задачи проекта, указывает на возможные препятствия и пути их преодоления. Указываются сильные и слабые стороны предприятия (но не предоставляемого товара или услуги). В среднем объем раздела не превышает 2 страницы.

Суть проекта

Самый объемный раздел документа, в котором полноценно раскрываются особенности будущего предприятия. Здесь обязательно описываются:

  • Главные цели проекта;
  • Особенности потребителя товара или услуги;
  • Факторы, обеспечивающие успех на рынке;
  • Описание товара или услуги (с указанием сильных и слабых сторон);
  • Этапы производства;
  • Характеристика организации, которая занимается проектом;
  • Стоимость проекта с четким расписанием вложений;
  • Организационный раздел;
  • Первоначальные расходы на развитие дела.

Характеристика рынка

Данный раздел бизнес-плана составляет после анализа ситуации на рынке. Указываются следующие нюансы:

  • Рост отрасли проекта и спрос на товар или услугу;
  • Оценивание конкурентов;
  • Исчерпывающее описание потребителей;
  • Воздействие на рынок внутренних и внешних факторов;
  • Предполагаемые перспективы.

Маркетинговый план

Раздел, в котором описываются эффективные способы воздействия на потребителя. Также здесь описываются особенности рынка и методы его совершенствования. Сюда входят: организация рекламы, оформление товара, ценообразование, сервис и постоянный контроль конкурентов.

План производства продукции

В бизнес-плане обязательно должен быть пункт, в котором подробно расписывается создание продукции. Инвестор должен знать, где берется сырье, оборудование, какой нужен персонал и его количество. Сложность создания продукции и возможность оптимизировать производство.

План по организации

В этом пункте бизнес-плана подробно описывается организация, которая занимается реализацией проекта. Указываются руководители, их подчиненные. Отмечается способ руководства компанией, взаимосвязи между подразделениями.

Финансовый план

Данный раздел бизнес-плана для инвестора является самым важным, так как он показывает прибыльность и стабильность будущего предприятия. В пункте указывают все расходы и доходы, предполагаемые источники формирования капитала и другие особенности финансирования.

Анализ возможных рисков и способы борьбы с ними

В данном разделе документа учитываются проблемы, которые могут привести к уменьшению прибыли проекта или приостановке ее развития. Предприниматель изучает влияние всех видов риска и предлагает методы их предотвращения. Кроме того, формируются стратегии борьбы с возникающими проблемами, особенно, независящими от функционирования проекта. По возможности следует расписать причины минимальной вероятности возникновения тех или иных рисков.

Приложения

Последний пункт стандартного бизнес-плана включает в себя различные документы, справки, таблицы и другие конкретные данные о будущем проекте. В тексте документа указываются сноски на приложения.

Какие ошибки встречаются при составлении бизнес-плана?

Ошибки в бизнес-планах у новичков встречаются достаточно часто. Избежать их вряд ли получится, но следует учитывать самые распространенные:

  • Отсутствие грамотности. Даже самая перспективная идея не будет оценена по достоинству, если документ содержит грамматические и пунктуационные ошибки, а также написан без соблюдения стилистики.
  • Неправильное оформление. Потенциальные инвесторы не будут приглядываться к каждой точке, но общий вид документа должен соответствовать стандартам, принятым в государстве. Весь план составляется в едином стиле.
  • Отсутствие важных разделов документа. Так как написать полноценный бизнес-план можно лишь с наличием исчерпывающего количества информации, ее недостаток является самой распространенной и грубой ошибкой.
  • Отсутствие четких фактов. План не долженпоходить на вольное сочинение. Каждое предложение составляется с какой-то целью и несет в себе необходимую информацию.
  • Переизбыток деталей. Несмотря на исчерпывающее описание предприятия, предприниматель не должен увлекаться подробностями. Если какой-либо пункт проекта требует детального описания, его выносят в приложения.
  • Отсутствие реалистичности и недостаток фактов. Документ основывается на предположениях создателя, однако каждое из них должно подкрепляться реальными фактами.
  • Отсутствие пункта о рисках или конкурентах. Инвесторы сразу откажут в финансировании проекта, где не указаны возможные проблемы и не описаны конкуренты. Заявление о том, что подобные пункты не требуются, так как предприятие 100 % будет успешным, свидетельствует о некомпетентности предпринимателя.

Большинство ошибок обусловлены либо отсутствием опыта, либо плохой внимательностью. Ресурс BrainApps содержит множество игр, развивающих данный навык. Потратив 15 минут в день на тренировку, пользователь постепенно забудет о наличии ошибок в любых документах.

При создании бизнес-плана рекомендуется обращаться за помощью к специалистам. Это позволяет уменьшить нагрузку на предпринимателя, снизить риск ошибок, прибавить свежий взгляд на ситуацию.

 

Достигайте большего вместе с BrainApps.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Похожие публикации