Превратите творческие задачи в вызов для вашего интеллекта: новая концепция для развития карьеры и жизни

Саморазвитие

Редукция творчества к интеллекту: концепция или заблуждение?

Существует мнение, что творчество и интеллект являются взаимодополняющими понятиями. Однако, существует концепция редукции от творчества к интеллекту, поддерживаемая рядом ученых.

Один из основных сторонников этой концепции – Ганс Юрген Айзенк. По его мнению, творчество может быть объяснено действиями интеллекта, в частности, способностью к анализу и восприятию информации.

Эту точку зрения разделяет и Джо Пол Гилфорд, разрабатывавший тесты для измерения творческого потенциала человека. Однако, существуют ученые, отрицающие данную концепцию. Например, Элис Пол Торренс утверждала, что редукция творчества к интеллекту является ошибочной трактовкой и одним из заблуждений в области креативности.

Тем не менее, можно сказать, что данная концепция также можно отнести к концепциям креативности, так как в итоге она направлена на понимание процессов, которые помогают человеку проявить свое творческое потенциал.

Как интеллект связан с креативностью?

Креативность и интеллект — две такие характеристики, которые часто ассоциируются друг с другом. Однако, есть ли между ними настоящая связь, или это всего лишь миф? Концепция Айзенка связывает уровень интеллекта человека с его креативностью. Сторонники Айзенка проводили ряд исследований, чтобы подтвердить эту связь.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Одним из таких исследований было Калифорнийское исследование, начатое в 1921 году Терменом и Коксом с учениками 95 школ, показавшими высокий IQ. Результаты исследования показали, что дети с высоким IQ опережают своих сверстников в развитии на два класса школы. Оценка результатов спустя 60 лет показала, что участники с высоким IQ достигли высоких результатов в жизни, хотя не стали исключительными талантами в сфере искусства, науки или литературы.

Интеллектуальная одаренность не является гарантией творческих достижений, но позволяет успешно адаптироваться в социуме. Другими словами, интеллект может быть важным фактором успеха, но не является главным компонентом креативности. Работа Джо Пола Гилфорда «Природа человеческого интеллекта» также подтверждает связь между креативностью и интеллектом.

Развиваем креативность: идеи Джо Пола Гилфорда и Элиса Пола Торренса

Креативность – это способность к творческому мышлению, которое является важным фактором в достижении успеха в различных областях жизни. Джо Пол Гилфорд, американский психолог, создатель теории креативности, выделил два типа мыслительных операций – конвергентное и дивергентное. Креативность связана именно с дивергентными операциями.

Гилфорд также определил четыре параметра креативности и разработал тест ARP для диагностики дивергентной продуктивности. Однако, анализируя данные измерения, американский психолог Элис Пол Торренс пришла к выводу, что тесты Гилфорда оценивают только часть проявлений креативности, не учитывая способы выражения.

Торренс разработала программу, направленную на развитие творческих способностей детей, опираясь на свою концепцию креативности. Она выдвинула гипотезу, что креативность – это способ «обострённого восприятия недостатков, дисгармонии, пробелов в знаниях» и разработала модифицированные тесты Гилфорда – 12 заданий, оценивающих словесное, изобразительное и словесно-звуковое Творческое мышление, разделенные на три категории.

Методика оценки креативности Торренса включает в себя характеристики параметров креативного мышления – лёгкость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, а также учитывает успешность выполнения заданий, определяемую скоростными психическими качествами. Такой подход позволяет определить факторы, соответствующие специфике заданий и параметрам креативности.

Как достичь развития творческого потенциала

Идеи Айзенка, Гилфорда и Торренса являются основополагающими в изучении творческого потенциала человека. Однако они рассмотрены поверхностно и без исчерпывающего анализа, что требует более глубокого изучения.

Современный социум все больше заинтересован в создании условий для развития творческого потенциала людей. И этого можно достичь путем повышения уровня образования, применения инновационных методик развития, и формирования правильного отношения к своим творческим способностям.

Сегодня в образовательных учреждениях и организациях делаются преобразования, применяются разнообразные программы и методики для развития интеллектуального и творческого потенциала. В процессе обучения и другой деятельности используются новейшие методики, игры и проводятся тренинги по развитию интеллектуального и творческого потенциала.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 3 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru