Как теории Эмиля Дюркгейма помогут вам улучшить карьеру и жизнь

Эмиль Дюркгейм и его вклад в социологию

Эмиль Дюркгейм — французский философ и социолог, первый профессор социологии и родоначальник французской социологической школы. Его работа играла ключевую роль в институциализации социологии во Франции.

Дюркгейм разделял точку зрения Огюста Конта о месте социологии в системе наук и позиционировал социальную реальность как неотъемлемую от биопсихической сущности людей. В этой связи предметом социологии для Дюркгейма становились социальные факты, которые могли существовать вне человека и оказывать на него «принудительное» воздействие.

Дюркгейм был известен своими работами в области позитивистской социологии. Он разработал теории социологии религии, разделения труда, функционального анализа, социальной сплоченности, социального познания, социального факта и даже самоубийства.

Дюркгейм проводил свои исследования в университетах Парижа и Бордо, а также был издателем журнала «Социологический ежегодник», выпускавшегося с 1886 по 1913 годы.

Таким образом, Эмиль Дюркгейм оставил значительный след в развитии социологии как науки, и его идеи и работы продолжают быть актуальными в современном мире.

Социальные факты и их особенности

В работах известного французского ученого Эмиля Дюркгейма часто упоминается понятие социального факта. Для Дюркгейма социальный факт является основой его идей. Но что же такое социальные факты?

Они представляют собой объекты, которые существуют в общественной жизни и оказывают влияние на поведение людей. Но при этом они не могут быть сводимы ни к физическим, ни к психологическим, ни к экономическим факторам реальности, а обладают своими самостоятельными характеристиками. Главными признаками социальных фактов являются их объективное существование, независимость от конкретного человека и особая «принудительная сила», оказывающая на него давление.

Все социальные факты можно разделить на две категории: морфологические и духовные. Морфологические факты представляют собой материальную основу общества, а также интенсивность взаимодействия между людьми, частоту контактов, особенности поселений и т.п. Духовные факты, в свою очередь, являются коллективным сознанием и представляют собой оценки и убеждения, которыми руководствуются члены общества. Они составляют основу, на которой строится целое общество.

Для Дюркгейма именно духовные социальные факты играют решающую роль в развитии общества. Исследуя их влияние на поведение людей и на общественные процессы, он приписывал им особое значение.

Концепция Дюркгейма: две стороны одного человека

Великий французский социолог Эмиль Дюркгейм разработал концепцию социологизма, основанную на идее превалирования общества над индивидом. Согласно этой концепции, человек является двойственным существом, состоящим из индивидуальной и социальной частей. При этом социальная часть определяет индивидуальную как морально, так и физически.

Индивидуальная часть ограничивает деятельность человека, в то время как социальная представляет собой реальность наивысшего морального и интеллектуального порядка, то есть социума. Для Дюркгейма социум является основой политики, морали, религии и экономических институтов.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Кроме того, социологизм, объясняя явления и процессы в обществе, опирается исключительно на социальные факторы, пренебрегая другими факторами жизни социума. Важно понимать, что и индивидуальная, и социальная части человека взаимосвязаны и взаимозависимы, и только совместное их рассмотрение может дать полное представление о социальных явлениях.

Разделение труда и социальная сплоченность

Разделение труда является естественным процессом, предшествующим согласию всех членов общества. Действительно, разделение труда способствует созданию общества лучшего качества, с большей степенью социальной сплоченности. Этот принцип был разработан Эмилом Дюркгеймом и он одинаково актуален и для древних обществ, и для современных. Каждое общество должно исходить из того, что высокая степень социальной сплочённости предоставляет преимущества при прогрессе общества и играет большую роль в религиозных формах, экономической и политической власти.

Процесс разделения труда может иметь механический или органический характер. Механический характер — это разделение труда на уровне древних обществ, когда каждый член общества занимался своим делом. Органический характер — это разделение труда на современном уровне, когда каждый член общества занимается своим делом, но общество действует как единый организм.

Главная функция разделения труда — это интегрирование людей, обеспечение единства социальной системы и воспитание чувства солидарности. Как раз тут появляется необходимость профессиональных корпораций, выполняющих различные социальные функции и внедряющих новые нормы отношений между капиталом и трудом. Важно, что эти корпорации помогают развивать солидарность и согласие, что помогает обществу развиваться в правильном направлении.

Дюркгейм и его взгляд на религию как ключевой элемент социального развития

Эмиль Дюркгейм — один из ведущих классиков социологии, который посвятил множество работ изучению религии, ее влиянию на развитие социума и на формирование нравственных ценностей человека.

По мнению Дюркгейма, религия играет ключевую роль в социальном развитии, и является единственным продуктом этого развития. Религия влияет на общественное мнение, на те нравственные принципы и идеалы, которые люди следуют. Стоит обратить внимание на социальные функции религиозных культов, такие как формирование сплоченности внутри общества и представление идеалов, которые стимулируют социальное развитие.

Для Дюркгейма важным аспектом является то, что религия является одним из стержней, который помогает сохранить нравственные ценности и формирует нравственные устои человека. Также религия способствует утверждению позитивной солидарности в обществе.

Но Дюркгейм в своих трудах подчеркивает, что несмотря на все вышеперечисленные функции религии, для развития общества необходимо не божественная религия, а социальная. Именно такая социальная религия нужна для того, чтобы работать на благо общества, поощрять развитие нравственных принципов и сохранять позитивную солидарность.

Почему люди совершают самоубийства?

Самоубийства – это серьезная социальная проблема, которую исследовал известный французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он пришел к выводу, что причиной становятся социальные факторы, а не только психологические проблемы. Дюркгейм выделил три типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.

Эгоистические самоубийства совершаются людьми, которые слишком много времени уделяют самим себе, они отчуждены от общества, они не ощущают привязанности к социальным сообществам и не находят смысла жизни.

Альтруистические самоубийства совершаются во имя социальных идеалов и ценностей, таких как благо общества или религиозные убеждения. В этом случае человек жертвует своей жизнью во имя общества и не жалеет о своей потере.

Аномические самоубийства случаются в периоды социальной неустойчивости, когда изменяются ценности, нормы и правила поведения в обществе, и люди не могут приспособиться к новой ситуации. Например, в период бурных социальных изменений, таких как революции и мировые войны.

Дюркгейм выяснил, что самоубийства происходят чаще всего в городах, летом и среди одиноких людей. Его теории и методики до сих пор используются социологами в исследовании причин самоубийств.

Категории социологической теории и их роль в понимании социума

Социологическая теория и социальная философия, созданные Дюркгеймом, используют категориальный аппарат, благодаря которому выделяются различные категории социальной реальности. Среди таких категорий можно назвать «коллективные представления», «общественные противоречия», «функция», «структура», «историческая мысль», «время», «общественные классы», «пространство» и т.д.

Категории представляют собой концепты, которые являются результатом коллективной деятельности социума. Таким образом, в этих категориях отражаются определенные социальные нормы, ценности и практики, присущие данному обществу.

Важно отметить, что у категорий также существует субъективный аспект. Они могут рассматриваться разными людьми по-разному в зависимости от их личного опыта и культурного контекста. Тем не менее, Дюркгейм не отрицал объективного содержания категорий. Он считал, что их основные принципы и понятия могут быть универсальными и применимыми для понимания социальных явлений во всем мире.

Эмиль Дюркгейм и его наследие в социологической теории

Эмиль Дюркгейм является одним из классиков социологической науки, оставившим огромный след в развитии этой области знания. Именно он создал уникальную социологическую школу, которая успешно развивала и распространяла учение Дюркгейма даже в трудные времена, связанные с Первой и Второй мировыми войнами.

Ученики Дюркгейма, такие как Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Селестин Бугле и другие, выделились в своих собственных направлениях социологической науки, основываясь на теориях создателя школы. Благодаря им труды Эмиля Дюркгейма и сегодня используются в современной социологии и успешно защищаются от критики экзистенциалистов, марксистов и феноменологов.

Среди наиболее значимых работ Эмиля Дюркгейма следует выделить «Элементы социологии», «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни», «Социология и философия» и другие. В каждой из них присутствуют теории и концепции, основанные на взглядах Дюркгейма, которые до сих пор вызывают интерес и обсуждения среди социологов и философов.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru