Как нас побуждают совершать покупки. «Баги» в нашем мозге, которыми пользуются продавцы

e-commerce Это интересно

О достижениях современной нейронауки среднестатистический обыватель чаще всего и не подозревает, чего нельзя сказать о тех, кто по роду деятельности своему стремится на нем, этом незнании, заработать. Необычайно часто бизнесмены пользуются «багами», надежно засевшими в нашем мозге. Каким бы осторожным и рассудительным сам себе и окружающим ни казался человек, он обязательно попадает в одну из ловко расставленных «продаванами» ловушек мышления.

Фиксирование цены

Когда вы приходите в магазин за условным холодильником или кухонным комбайном, редко-редко когда вам зададут вопрос: «На какой бюджет Вы ориентируетесь?». Как минимум, это случится не сразу. Сперва продавец начнет рекламировать более дорогие модели. Всё, момент фиксирования наступил. Теперь любой другой холодильник (комбайн) будет предложен из тех, что дешевле того, который был показан первым.

Как выяснилось по результатам статистических исследований, в трех четвертях и более случаев люди тратят большие суммы, чем планировали, если к ним применяют инструмент «фиксации цены». Для того, чтобы этого избежать, попросите консультанта начать обзор с наиболее дешёвых моделей.

Но не забывайте, что, переусердствовав в желании сильно сэкономить, вы можете получить гораздо большие траты в долгосрочной перспективе. Ведь не секрет, что дешёвые вещи, особенно сложная техника, ломаются чаще.

Справедливости ради, надо отметить, что в последние годы распространение электронной коммерции приводит к тому, что все большее число покупателей делает свой выбор осознанно, имея перед глазами четко заявленные характеристики искомого товара. Роль традиционных «продаванов-впаривателей» на сдельном проценте, к счастью, неуклонно снижается.

Конформизм

Иными словами, делается попытка сыграть на нашей неистребимой потребности быть ничуть не хуже окружающих. Вспомните, как в абсолютном большинстве случаев ролики, рекламные слоганы различных брендов вертятся вокруг посыла, что «все так делают».

«Все активные кошки едят этот корм».

Попробуйте BrainApps бесплатно

«Кто пойдет за пивом? Самый умный.»

На стремлении быть частью общества построены и все субкультуры. «Не будь таким, как все, но будь, как мы».

Этой манипулятивной ловушки мышления можно избежать, если развивать в себе навыки глубокого самоанализа. В первую очередь, нужно задать самому себе вопрос: «Мне на самом деле нужен этот товар/услуга? Какая в этом непосредственная практическая польза? Или я всего лишь хочу иметь то, что есть у большинства?»

Наиболее удобная альтернатива

Здесь тоже на первый план выходит самоконтроль. Чаще всего мы рассуждаем так: «Стоит ли мне приобрести автомобиль, чтобы средство передвижения было всегда под рукой или все же продолжать ездить на общественном транспорте?».

Вопрос должен ставиться по-другому: «Как мне с наибольшей пользой распорядиться деньгами?».

Мы подсознательно желаем видимости выбора, не заглядывая в суть проблемы. Исходя из этой подмены понятий, мозг буквально выталкивает на поверхность вариант, который и вовсе не является альтернативным.

Несколько типичных «багов» мозга, которыми бессовестно манипулируют продавцы. Мы по наивности их воспринимаем, как осознанное поведение

  • Склонность к обобщению. Вспомните, как часто вы считали, что, если однажды что-то сработало, то так будет теперь всегда. Никакие логические аргументы не действуют на подверженных «обобщизму» людей. Это и есть так называемые идеальные потребители.
  • Двухфакторность мышления. Чисто подсознательно нам проще выбирать из двух вариантов — хорошее и плохое, высокое и низкое, чёрное и белое. Несомненно, это работает в абсолютном большинстве случаев. К примеру, современные смартфоны: вспомните, какая была линейка товаров была лет 10 назад. Теперь же введение трёх дополнительных цветов корпуса любимой марки к двум первоначальным считается невероятные прорывом.
  • Эмоциональность. Ещё одно предначертанное эволюцией поведение, имеющее целью упростить нам выбор. Иногда это ещё называется чутьём или внутренним голосом. Например, не нравится вам фиолетовый цвет? Значит, всё, что содержит его хотя бы в упаковке, точно не годится.
(C) freepik.com

Чтобы с завидным постоянством не угождать в эти ловушки мышления, необходимо избегать привычных штампов. Анализируйте факты и обуздывайте эмоции в решающие моменты принятия жизненно важных решений.

Проблема, правда, состоит в том, что это далеко не полный список ловушек нашего мышления. Более того, даже зная их, мы в них всё равно попадаем. Нередко, сидя за новым навороченным ноутбуком, мы с упоением слушаем свой внутренний голос. Он предательски вещает, что «это всё окупится», «вообще-то, старый уже сильно тормозил». «Подумаешь, ещё заработаю», «жизнь слишком коротка, чтобы отказывать себе в маленьких радостях».

Насколько часто вы попадали в подобные ловушки мышления? Как правило, вы оправдываетесь сами перед собой? Или, все же иногда получается задействовать Критическое мышление?

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 22 оценки, среднее 3.9545454545455 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru