Эпитафия корочке. Каким станет высшее образование будущего

онлайн-образование Образование и наука

В ближайшие несколько лет мы станем свидетелями глобального кризиса высшего образования. Грядет настоящая эпидемия закрытий вузов и отрицательные конкурсы среди абитуриентов.

Малозаметное, но знаковое событие — в начале прошлого года онлайн-сервис по трудоустройству Superjob исключил из раздела вакансий графу «образование».

Об остаточном влиянии стереотипов

С давних советских времен мы привыкли к парадигме «школа – вуз – работа – пенсия». Первую треть жизни человек всецело отдавал учебе и лишь потом полноценно вливался в созидательный процесс. Более того, во времена СССР диплом о высшем образовании имелся у меньшинства населения и был аналогом некоего привилегированного, почти что «дворянского» статуса. В 1990-е и 2000-е годы положение стало меняться коренным образом. Подавляющее большинство выпускников школ стали поступать в вузы.

Не меньшим спросом пользуется высшее образование и за рубежом. Ежегодно выдаваемые кредиты на оплату учебы только лишь в США составляют около $30 миллиардов. Многим думалось, что так будет продолжаться вечно. Однако, нынешнее поколение Z отнюдь не торопится тратить на получение диплома свое драгоценное время и деньги.

По данным­ Института прикладных экономических исследований ­РАНХиГС, 68% молодых рос­сиян не видят в дипломе о высшем образование­ непременного условия старта и построения карьеры­. Противопоставить этому убедительные аргументы достаточно сложно. Например, Марк Цукерберг и Билл Гейтс едва отучились в Гарварде пару лет. Уже потом, обладая миллиардными состояниями, они получили дипломы.

«Я бросил Рид-колледж полгода спустя после поступления. Я не знал, чем хочу заниматься по жизни и бездарно тратил родительские накопления. Поэтому я решил уйти с надеждой на лучшее. Вначале было страшно, но теперь ­я понимаю, что это было наилучшим решением».

Стив Джобс

Будущий создатель Apple сосредоточился на получении лишь тех знаний, которые считал необходимыми. Так поступают сегодня все больше молодых людей, в первую очередь в ­IT-индустрии.

«Делай свой стартап, пока молод. В технологиях двадцатилетние на вершине и они просто умнее.»

Марк Цукерберг, 22 года, 2007 год.

Окончание этой фразы можно оспорить, но в ней выражена вся суть современного понимания карьерного роста. Если в прошлом выпускники искали работу, то сегодня они хотят ее изобретать. Для этого им придерживаться неким заезженных шаблонов уже не требуется. А вот мыслить неординарно, творчески становится главным мейнстримом цифровой эпохи. К сожалению, большинство вузов сейчас этому просто не учит.

К примеру, Илон Маск после бакалавриата поступил в Стэнфорд. Но, пробыв там лишь два дня, с головой ушел в интернет-стартап.

«Университет нужен только для развлечений»

Илон Маск

Сегодня он набирает в Tesla людей даже без среднего образования.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Сами себе университеты

Эта мотивация также понятна и удобна крупным корпорациям. Mail.ru Group обладает контрольным пакетом акций GeekUniversity, выпускников которого и трудоустраивает. А «Яндекс» уже дал старт более, чем 30 образовательным проектам для людей самого разного возраста. В ближайших планах инвестировать в них еще 5 миллиардов рублей.

В нынешнее время сами компании часто взваливают на себя задачи вузов, выращивая кадры изнутри, обучая их непосредственно в процессе работы. Все возвращается на круги своя. Вспомним, что до начала эпохи индустриализации юноша начинал с работы под­мас­терьем у ремесленника.

Теперь молодые люди хотят обучаться в компаниях той сферы, в которой видят свой дальнейший жизненный путь. А условному СПбГУ или Оксфорду ­предпочтут Академию «Яндекса», Сколково или Университет Apple.

Пусть и с опозданием, но все же традиционные вузы делают ответные шаги. Все большее распространяются­ системы revenue share, когда студен­ты оплачивают учебу лишь после начала работы по специальности, отчисляя часть зарплаты в течение нескольких лет.

Процесс массового закрытия уже вовсю испытали на себе частные вузы. Многие из них вместо реального обучения, по сути, торговали корочками.

Проявляются проб­лемы и в самых старых, престижных ­университетах мира. Пандемия вскрыла их системные слабости, в частности, архаичный формат преподавания ряда предметов в переполненных аудиториях, что способствует ускоренному распространению вируса.

Бесспорно, что онлайн-студенты не столь экономически выгодны вузу, как на очной форме обучения. В частности, в Йельском университете стоимость годового проживания в студенческом городке составляет $17000. Это остается весомой статьей доходов вузов.

Согласно докладу НИУ ВШЭ «Российская молодежь: образование и наука», выпускники вузов неуклонно теряют перевес перед соискателями­ с опытом работы. Это отметили 88 % опрошенных работодателей­.

Технологический прогресс удаляет посредников и сокращает малоэффективный ручной труд. Без тур­операторов теперь легко поселиться в отеле в любой стране мира. Без особых усилий можно оплатить билеты, не толпясь скорбно возле окошек касс. Так и в образовании. Зачем нужен вуз, если работодатель не интересуется твоим дипломом, а усвоить лекционный материал можно онлайн?

Классическое профильное образование остается востребованным лишь там, где без него не обойтись, например, в медицине.

Лучше всего выглядят образовательные системы школ и вузов в партнерской связке. Например, такой обучающий проект, как «Школа­ IT-решений». ­К нему ежегодно подключаются порядка ста школ. В рамках него дети учатся очень важному навыку — проектной работе. К сожалению, обычная школьная программа этому не обучает.

Как создать поколение инноваторов

Образование в школах и вузах и по сей день в целом направлено на унификацию учащихся в знаниях и навыках. Постоянный страх чего-то не знать и на этом оказаться пойманным пронизывает общество и делает людей уязвимыми. Ведь с младых ногтей нас учат, что умница – это тот, кто на все знает ответ.

Тони Вагнер в «Создании инноваторов» пишет, что в реалиях цифровой эпохи и интернет-коммуникаций академический багаж уступает по значимости креативности и умению обучаться непознанному. 

Среднее образование должно перейти от штамповки абитуриентов к формированию личностей, открытых к новейшим технологиям.

К этим же выводам приходит и автор популярного бестселлера «Вы, ваш ребенок и школа» Кен Андерсон. Он разделяет понятия «обучение», «образование» и «школа». Под обучением понимается усвоение новых навыков, а образование – это система их передачи. Школа же – это сообщество лю­дей, стремящихся к их получению. По Андерсону, число желающих ­учиться, как всегда, велико, но для них уже устарели нынешние система и сообщество.

Перефразируя Андерсона, в двух словах — образование и образованность — это два соприкасающихся, но отнюдь не тождественных понятия.

Например, в школе для детей сотрудников Tesla нет оценок, тестов и классов в обычном понимании. Дети самых разных возрастов учатся вместе, подбирая занятия по своим интересам. В основе системы – подстройка под индивидуальные особенности каждого ученика. Учебный процесс построен не на конкуренции, а сотрудничестве и взаимопомощи. Не так важно быть отличником, как уметь искать и находить решения в коллективе­.

За будущим, несомненно, soft skills – умение взаимодействовать, эмпатия, эмоциональный интеллект — то, что позволяет успешно работать в коман­де. Поговорка «один в поле не воин» лучше всего отражает требования к человеку будущего.

Искусственный интеллект против белкового

В ближайшие десять лет предстоит схватка не на жизнь, а на смерть между сторонниками классического и современного цифрового образования. Вызов времени – преодолеть устоявшиеся стереотипы и донести до общества мысль, что противопоставление онлайн и очного обучения неконструктивно. Видоизменяется и роль педагога – он становится важным связующим звено между учащимся и лавинообразным потоком информации, в котором все сложнее ориентироваться самостоятельно.

В Технологическом институте­ Джорджии тестируется методика обучения по подписке с подключением к всемирной­сети консультантов на протяжении всей карьеры. В дополнение, а то и на замену живым преподавателям­ становится все больше сфер, где внедряются роботы (полезные обучающие боты)­. Тестируется виртуальный ассистент с искусственным интеллектом от IBM Watson. Это прототип онлайн-­репетитора, широкое распространение которых прогнозируют в скором времени.

В интернете на появилось множество ИИ-сервисов, которые исправляют ошибки, а также проверяют тексты на плагиат.

Все больше образовательных сервисов применяют искусственный интеллект. Обыкновенные студенты разрабатывают продукты, над которыми еще несколько лет назад бились целые отделы выдающихся специалистов. К сервисам с интегрированным ИИ проявляют большой интерес инвесторы.

Множество университетов уже проводят эксперименты с нейросетями. В Политехе Ренсселера чат-боты помогают студентам изучать китайский язык. А в Университете Аризоны с помощью ИИ обнаруживают стоящих на грани отчисления студентов. От этого есть большая польза — вовремя вмешаться и помочь им с учебой. Петербургский Политех с помощью ИИ «Билайн AI» привлекает наиболее интересных для него абитуриентов.

Безусловно, внедрение цифровых решений развивает в вузах технологическую креативную ­среду. Срезы больших данных и видеоаналитика позволяют на невиданном доселе уровне исследовать поведение учащихся. В Китае была внедрена система анализа выражения лиц детей в школе. Оказалось, что это повысило эффект в обучении примерно на треть.

Заключение

Сегодняшний багаж знаний уже через год теряет свою актуальность.

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!. Льюис Кэролл, «Алиса в Зазеркалье»

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 32 оценки, среднее 3.75 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru