Данный вид является противоположным к понятию «Конвергентное мышление», при котором разум концентрируется на одном решении.
История возникновения понятия
Впервые термин «Дивергентное мышление» ввел Джой Гилфорд, американский психолог, занимавшийся исследованием человеческого разума и интеллекта. Гилфорд пытался выстроить модель интеллекта, которая была многомерной и включала в себя 3 измерения (содержание, операции, результаты мышления), которые в свою очередь делились на переменные. Конвергентное и дивергентное мышление являлись, согласно его модели, переменными операций, то есть одного из измерений интеллекта.
Предложив два новых вида мышления, Гилфорд отошел от классического разделения на индуктивное (решение задач, путем выведения общего правила на основе частных наблюдений) и дедуктивное (логическое) мышление.
Развитие теории Гилфорда продолжили другие психологи: Тейлор, Торранс, Груббер. Они более четко сформировали само понятие дивергентности, установили критерии ее выявления, установили, что этот тип мышления позволяет человеку в создании нестандартных идей, гипотез, классификации и группировки полученной информации.
Критерии дивергентности
- Беглость (количество решений, которые возникают за определенное время).
- Оригинальность (решения должны быть нестандартными).
- Чувствительность или гибкость (способность переключаться от одной задачи к другой).
- Образность (мышление символами, образами, ассоциациями).
- Ответственность или точность (последовательность мыслительного процесса и выбор в результате подходящего, адекватного решения).
Дивергентное мышление состоит из неорганизованных мыслей и идей, поэтому его нельзя измерить стандартными, общепринятыми методиками. Это Творческое мышление, не связанное с уровнем знаний и логикой. Человек может иметь плохие показатели IQ, но при этом у него будет очень высоко развито творческое мышление. Этот метод мышления связан с активностью познавательных процессов.
Способы оценки дивергентного мышления
Чтобы оценить уровень развития данного типа мышленияу человека, используются творческие задачи и тесты с неожиданными вариантами ответов или вообще без них. Они могут быть арифметическими, текстовыми, вербальными или графическими (например, необходимо закончить рисунок, придав его сюжету как можно более нестандартное направление).
Это интересно
Вот простой тест на креативность, который был придуман самим отцом понятия «Дивергентное мышление» Джоем Гилфордом: За 3 минуты нужно придумать как можно больше вариантов применения скрепок для бумаги, придуманные варианты можно кратко записывать. Затем подсчитайте сколько у вас получилось вариантов:
- Меньше 10 – уровень креативности ниже среднего;
- 10 – 12 – средний уровень;
- 12-20 – хороший уровень;
- Больше 20 – высокий уровень креативности.
Методы дивергентного мышления:
- Мозговой штурм.
Этот метод появился в 1953 году и в настоящий момент широко используется для поиска решения творческих и других задач во многих организациях. Смысл его в том, что участники штурма (оптимально от 4 до 10 человек) накидывают идеи, связанные с решением задачи и потом из них выбираются самые подходящие. Основные принципе штурма: на этапе генерации идей, никто из участников не дает им оценку, определяется модератор, которые записывает абсолютно все идеи, даже те, которые кажутся самыми нереальными. Идей должно быть максимально много, главная задача участников – не боятся высказывать свои варианты решения, какими бы абсурдными они не были. В конце штурма, на основании авторитетного мнения приглашенного эксперта, выбираются лучшие идеи, которые уже развиваются индивидуально ответственными за задачу.
Чтобы штурм прошел максимально эффективно, всем участникам необходимо предварительно подготовиться – изучить глубже информацию по теме, обдумать ее и, возможно, придумать заранее несколько идей.
В начале штурма модератору лучше еще раз кратко, пунктами, изложить задачу, чтобы избежать недопонимания среди участников.
Если есть ощущение, что штурм идет тяжело и идеи почти иссякли, можно привлечь людей со стороны, которые могут быть даже не в курсе темы. Это поможет влить в обсуждение свежие идеи.
- Составление карты памяти.
Этот метод используется для более быстрого понимания и запоминания большого количества разнообразной информации одного направления (например, история, математика, химия) и позволяет разместить всю информацию о задаче на одном листе. Составление карт памяти помогает фиксировать ключевые моменты информации, лучше видеть взаимосвязь между объектами, оценивать информацию с разных точек зрения, восстанавливать в памяти и воспроизводить информацию спустя промежуток времени, лучше понимать абстрактный материал.
Карта создается от общего к частному, то есть сначала в центре листа изображается основной предмет задачи (главная тема), далее от него отходят линии, которые обозначают основные признаки данного предмета, от них отходят линии, являющиеся свойствами признаков и так далее. В изображении так же используются геометрические фигуры, стрелки, абстрактные изображения, удобные и понятные для того, кто будет использовать карту.
Информация усвоится лучше, если при создании карт памяти, пользоваться ручками или маркерами разных цветов.
Карты памяти применяются в различных сферах и для решения очень разноплановых задач: подготовка к лекции, экзамену, презентации, публичной речи и так далее.
- Метод фокальных объектов.
Этот дивергентный метод подразумевает поиск новых решений путем сочетания основного объекта задачи со свойствами случайно выбранных объектов.
Для начала необходимо выделить основной объект задачи, которому будут придумываться дополнительные свойства, затем выбрать несколько случайных объектов (чем больше, тем лучше, желательно от 4 до 10). Для случайных объектов придумываются и записываются характерные свойства, которые потом переносятся на основной объект. В результате образуются новые интересные и креативные сочетания основного объекта и новых свойств, заимствованных от других понятий. Наиболее удачные из этих сочетаний додумываются и развиваются.
Пример:
Объект — Мыло.
Случайные объекты:
Трава (свежая, сочная, яркая);
Дождь (сильный, бодрящий, тропический);
Итог: Мыло свежее, бодрящее, яркое, тропическое, сильное.
Метод фокальных объектов часто используется в рекламе, например, для создания Уникального торгового предложения (УТП).
- Ромашка Блума.
Это простой метод понимания и усвоения информации, путем составления на ее основании вопросов разного уровня и ответов на них. Американский психолог Бенджамин Блум создал удобную и четкую классификацию вопросов:
- Простые вопросы (проверяют общее знание задачи или текста и подразумевают четкие однозначные ответы).
- Уточняющие вопросы (определяют понимание задачи и требуют ответы «да» или «нет»).
- Объясняющие вопросы (используются для анализа информации, как правило начинаются со слова «Почему» и подразумевают развернутый ответ на основании причинно-следственной связи, новый, не содержащий упоминавшуюся ранее информацию).
- Творческие вопросы (задаются в форме прогноза, фантазии или предложения, содержат частицу «бы» и подразумевают обобщение имеющейся информации).
- Оценочные вопросы (помогают пониманию оценки фактов и явлений, упоминавшихся в задаче).
- Практические вопросы (нацелены на применение полученной информации, на выводы и поиск взаимосвязи между теорией и практикой).
Развитие дивергентного мышления
Существует множество простых упражнений, направленных на развитие творческого мышления:
- Составление списка слов, которые соответствуют заданному критерию. Например, те, которые заканчиваются на «я», начинаются на «л» или состоят из равного количества букв.
- Выбор любого слова, например, «Солнце» и составление из каждой его буквы отдельного предложения. Будет еще эффективнее, если эти предложения будут объединены по смыслу в один общий рассказ.
- Придумывание необычных способов применения обычным предметам.
- Визуальное упражнение: составление изображений из бумажных геометрических фигур, различных по размеру.
- Нахождение как можно большего количества общих признаков для пары совершенно не похожих предметов (Корова — коньки)
- Создание инструкции к какому-либо необычному предмету или действию.
- Поиск необычных причин для обычных ситуаций (Собака бежала по улице в одну сторону, потом остановилась, резко развернулась)
- Придумывание истории, опираясь на один не связный набор слов (Валенок, Кухня, Лето, Кот, Стройка).
- Придумывание экзотических имен. Очень простое и веселое упражнение, суть которого в том, чтобы придумать несуществующие имена, как женские, так и мужские.
- Решение загадок головоломок. Они могут быть как текстовыми, так и графическими.
Во всем мире графические загадки известны как Droodle и автором этого направления является комедийный писатель Роджер Прайс. Загадки были очень популярны в середине прошлого века и сейчас вновь становятся интересны аудитории. Друдл представляет собой лаконичный рисунок, по которому нельзя точно определить, что на нем изображено и чем больше вы придумаете вариантов, тем лучше. Воспользуйтесь нашими загадками для тренировки дивергентного мышления.
- 5 дней Мечты. Очень приятное упражнение для тренировки творческого мышления, связанное с придумыванием в течение 5 дней своих желаний, связанных с той или иной жизненной сферой.
- 1 день – мечты, связанные с личной жизнью;
- 2 день – с карьерой, работой;
- 3 день – с семьей;
- 4 день – мечты, связанные с новыми знаниями и навыками;
- 5 день – глобальные мечты, касающиеся вашего города, страны, планеты в целом.
“
Дивергентное мышление является основой креативности, поэтому развивая его, вы совершенствуете так же свой творческий потенциал и способность нестандартно мыслить.
бесплатно
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы