Философия языка и Вильгельм фон Гумбольдт: становление науки
Сегодня невозможно представить себе языкознание без теоретической базы, которую нам предоставил Вильгельм фон Гумбольдт. Его работы стали основополагающими в теоретическом языкознании. В дальнейшем, становление философии языка было связано именно с именем данного ученого.
Философия языка — это наука, которая формулирует общие и теоретические основания лингвистического анализа. Именно Гумбольдт развил подход, позволяющий систематически изучать языковые явления, — принцип сопоставимости и контрастивности языковых структур. Он используется и в настоящее время.
Теория Гумбольдта, сформировавшаяся в XIX веке, была всеобъемлющей и находила свое воплощение в лингвистике, философии, антропологии и других научных дисциплинах. Его теория стала мостом между языкознанием и философией, а также дала возможность изучать человеческую культуру и ее проявления в языковой системе.
Научное наследие Гумбольдта оказывает влияние на современную лингвистику. Его концепции используются в изучении языков и влияют на развитие методологии исследования языковых структур. Также они позволяют лучше понимать язык как удивительный инструмент формирования нашего мышления и мировоззрения.
Изучение философских основ лингвистической концепции Гумбольдта является необходимым для понимания принципов и методологии языкознания. Только учитывая теоретические основы мы можем говорить о том, что мы на пути к пониманию всех возможностей, которые предоставляет язык.
Вильгельм фон Гумбольдт: историко-философский подход к лингвистике
Вильгельм фон Гумбольдт — известный ученый-лингвист, чьи взгляды на лингвистику были сформированы историко-философскими воззрениями. Он также являлся экспертом в философии, но не имел возможности создать самостоятельный образ мыслей на некоторые темы. Гумбольдт соглашался с идеями ведущих философов своего времени, таких как Иммануил Кант, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Иоганн Готлиб Фихте.
Философские основы лингвистической системы Гумбольдта были представлены российским философом Николаем Гавриловичем Чернышевским. По мнению Гумбольдта, на его идеи воздействовало метафизическое направление философии, которое в то время было господствующим в Германии.
Как Кант и Гумбольдт взглядят на непознаваемость мира и языка
Философия Канта и лингвистические взгляды Гумбольдта тесно связаны между собой. Например, Кант убежден, что наш мир вещей существует независимо от человеческого мышления, однако он непознаваем. Гумбольдт, в свою очередь, утверждает о непознаваемости языковых явлений человеком и неразрывной связи языка с «народным духом».
Кант считал, что знание является синтезом ощущений и понятий, а высшее условие синтеза содержится в априорном единстве самосознания. Гумбольдт и Кант предпринимали попытки понять, каким образом через априорные формы разума происходит образование языка и достижение единства отдельных знаков.
Однако Кант еще говорил о противоречивости характера языка, отмечая, что способные слышать и говорить люди не всегда понимают друг друга, а противоречия понимания и непонимания языка стали для Гумбольдта основой его лингвистических исследований.
Также основное влияние на становление философии оказало учение Канта об антиномиях или противоречиях чистого разума. Гумбольдт, в свою очередь, указывал на то, что язык служит разделителем природы всего органического и пытался прийти к пониманию диалектической природы языка и определить выражающие его сущность противоречия.
Лингвистическая концепция Гумбольдта: философские идеи
Язык – это не просто средство общения, он тождественен «духу народа», считал лингвист Вильгельм фон Гумбольдт, повдерживая основную идею философии Иоганна Фихте. В то же время, значительную роль в формировании концепции Гумбольдта сыграли работы Фридриха Шеллинга и Георга Гегеля.
Шеллинг разработал концепцию тождества природы и духа, что можем наблюдать в языке. Согласно Шеллингу, язык выступает как объединительный пункт между направлениями природы и духа, его законы соответствует законам природы.
Гегель подчеркивал развитие языка, выделяя две стадии: первая представляет собой наивную (естественную) форму языка, а вторая – формальную. Язык, по мнению Гегеля, является субъективным по отношению к познаваемому, и объективным по отношению к человеку.
Значительную путаницу в концепции Гумбольдта вызывает термин «дух народа». Он является одним из самых неопределённых выражений в лингвистической концепции Гумбольдта. Но на практике каждый народ в своем языке проявляет свои уникальные особенности, именно это и есть «дух народа», который является безусловной основой языка.
бесплатно
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы