Учеными доказано, что человек может научиться читать быстрее в 6-7 раз по сравнению со стандартными возможностями. При этом увеличивается скорость восприятия информации и развивается память. Способность читать быстро, «вскачь», динамично может выработать в себе каждый при соответствующей тренировке. Почему скорость чтения у людей различна? Многие, зная о методиках повышения скорости восприятия информации, не пользуются ими, несмотря на явные преимущества данных способов самосовершенствования. Есть индивидуумы, прочитывающие до 150 слов в минуту, а другие – в 2-6 раз быстрее.
Это интересно
На скорость чтения влияет фонетика. Техника данного процесса начинает складываться с детства. Ребенок знакомится с буквами, затем составляет из них слоги, далее – слова и целые фразы. Выработанная с детства техника чтения закрепляется у большинства людей на всю жизнь, переходит в способность воспринимать информацию «про себя» без проговаривания слов. Здесь складывается своеобразное несовершенство человеческого организма. Хотя возможности мозга в плане восприятия информации безграничны, она поступает туда через органы чувств. Пропускная способность этих датчиков не так велика. Следует отметить, что способности человеческого слуха примерно в 10 тысяч раз меньше, чем у зрения. Таким образом при чтении «про себя» индивидуум невольно старается воспроизвести соответствующий буквенному и словесному тексту звукоряд, а, следовательно, скорее слышит, чем видит. Считываемую информацию человек направляет не по зрительным, а по слуховым каналам и этим искусственно сдерживает скорость своего чтения.
При желании научиться читать быстро следует вооружиться терпением и волей. Необходимо тренироваться «схватывать» целые фразы, строки и абзацы текста. Заставить себя читать быстрее, охватывая взглядом целую группу слов, нетрудно, так как действует принцип «узнавания». На нем базируется методика обучения «скорочтению».
Именно этот принцип положен в основу преподавания в институтах динамического чтения, созданных за рубежом. Закончившие их затрачивают на восприятие информации с одной страницы текста не 1,5 минуты, как обычно, а 10 секунд или меньше.
Актуальность умения быстро читать научно-техническую информацию в современном мире постоянно возрастает. Ритм жизни увеличивается, поэтому 90% сведений, которые поступают к человеку посредством зрения, нужно максимально использовать. По вопросу необходимости быстрого чтения художественной литературы следует поспорить, так как данный способ восприятия информации уменьшает эмоциональное воздействие строк автора.