Список теорий

Кубики Кооса

Данная методика применяется для психодиагностики, по результатам которой определяются умственные способности и особенности характера человека. Применять методику можно по отношению к взрослым и детям от пяти лет и старше.

Методика «Кубики Кооса» и ее применение

Этот метод применяют в целях диагностики различных отклонений от нормы. Ниже представлены категории болезней и особенностей, под которые попадают испытуемые:

  • шизофрения;
  • нарушения в развитии у детей;
  • повышенный уровень способностей;
  • невроз в детском возрасте.

Методика также применяется в тестах на профессиональную пригодность и выявление интеллектуального потенциала.

При работе с детьми, методика помогает формировать внимание, а также развивает пространственное мышление с раннего возраста.

Принцип работы методики «Кубики Кооса» и ее описание

Суть работы метода не меняется при работе с взрослыми или детьми, но имеет различную форму проведения в зависимости от возраста испытуемого. Во время проведения теста применяются специальные кубики с окрашенными гранями, с их помощью необходимо выполнять различные задания. В комплекте с кубиками дополнительно используются карточки с указанными в них заданиями. Количество используемых деталей в тесте может разниться, в зависимости от ситуации и испытуемого. Стандартный набор имеет 16 деталей, при работе с детьми обычно используют 9.

Распечатать кубики Кооса и задания к ним.

При проведении теста с детьми,главная задача ребенка заключается в складывании кубиков по шаблону указанному на карточке для образования определенного узора. Уровень сложности узоров отличаются друг от друга и выдаются поочередно в заранее установленной последовательности. После завершения тестирования, учитывается показатель затраченного времени на решение задач.

Существуют некоторые рекомендации для более успешного проведения тестов при применении методики:

  • перед началом проведения теста, необходимо вместе изучить все элементы, осмотреть какого они цвета, и какое задание указано в карточке;
  • до того как ребенок приступит к заданию,необходимо спросить каким образом он будет его выполнять и в какой последовательности;
  • отмечен положительный результат, если во время выполнения задания ребенок объясняет последовательность действий;
  • если возникают трудности в решении задания,необходимо подсказать правильное решение или показать, как нужно делать;
  • для достижения положительного результата решения,количество проведения упражнений не ограничивается.

Предварительно перед началом проведения тестирования, можно отметить положительным результат, если ребенок расскажет или покажет все необходимые для построения узора элементы.

Установленные нормы времени, и значения узоров, указываются в протоколе проведения тестов, по ним фиксируют итоговые результаты.

Особенности, возникающие при проведении тестов и их значение:

  • Возникают трудности в ходе выполнения задания,или ребенок вовсе не может его решить даже после демонстрации решения – это указывает на отклонение в зрительной координации;
  • Важность начала и выбор первого элемента – перед началом проведения теста, необходимо внимательно следить: какой кубик был взят первым, на какой угол и цвет было обращено внимание, сколько времени для этого потребовалось, и были ли сравнения с другими элементами;
  • В процессе выполнения задания испытуемый невнимателен, не может определиться в действиях, применяет нестандартные методы решения – по этим критериям определяется характер и степень личности;
  • При выполнении задания, необходимо следить за движениями и их количеством. Минимальное количество движений и совершенных действий, указывает на хорошо развитую зрительную координацию, а также на высокую способность конструктивного мышления;
  • При проведении теста, применяют усложненные задания – это задания, которые вызывают сложности в решении в отличие от остальных и требуют больше времени, подобный прием практикуется для повышения уровня абстрактного мышления;
  • Феномен игнорирования – возникает в процессе выполнения задания и может быть двух видов. В одном случае игнорируется цвет и вместо одного выбирается другой, во втором игнорируется форма изображения, вместо той, что указана в задании выкладывается другая.

Данные тестирования в основном применяют для определения конструктивного мышления, которое в свою очередь задействует пространственный анализ. По итогам тестирования можно выявить ряд патологий и психических отклонений. Результаты тестов сохраняются в клинике долгое время и являются приоритетным показателем при лечении тяжелых форм психических отклонений.