Тест ИТО

Тест ИТО

Индивидуально-типологический опросник состоит из 91 утверждения, с каждым из которых нужно согласиться либо нет. Все пункты теста достаточно просты и понятны. Отвечать следует искренне и внимательно, так как в опроснике предусмотрена оценка лживости. Тест позволяет определить особенности характера, а также наличие акцентуаций и признаков дезадаптации.

Тест ИТО

Только личность может действовать на развитие и определение личности.
К. Д. Ушинский

Индивидуально-типологический опросник был создан Л. Н. Собчик для оценки структуры личности, исходя из основных ее характеристик. Теоретическая база теста основана на исследованиях врожденных свойств психики, которые со временем преобразуются в определенные черты характера, а после – в индивидуальные особенности личности. Опросник направлен на выявление акцентуаций характера и проявления дезадаптации.

Л. Н. Собчик является российским психологом и занимается научной деятельностью до сих пор в возрасте 85 лет. Она известна своими достижениями в клинической диагностике психологических проблем.

Особенности опросника

Этот личностный опросник Собчик, которым психолог занималась длительное время, несколько отличается от других своих аналогов зарубежного происхождения. Основные отличия:

  • Относительно небольшое количество пунктов в тесте. С одной стороны, 91 утверждение – это много, но с другой, в сравнении с иностранными личностными опросниками, в которых могут отмечаться свыше двухсот пунктов, тест Собчик является небольшим.
  • Простота утверждений, формирующих опросник. Создатель теста утверждает, что ситуации, обрисованные в каждом из пунктов, не вызывают защитных реакций психики тестируемого, благодаря чему он может отвечать предельно честно, без лишней настороженности.
  • Доказательная база теста очень сомнительна. Несмотря на то, что опросник неоднократно положительно проявил себя в ходе психологических исследований, он до сих пор подвергается жесткой критике из-за недостаточной валидности.

Описание методики

Индивидуально-типологический опросник состоит из 91 пункта, каждый из которых представляет собой простое для понимания утверждение, с которым тестируемы может либо согласиться, либо нет. Каждый вопрос относится к определенной шкале, благодаря чему формируются результаты. Однако в тесте присутствуют вопросы, которые не имеют отношения ни к одному из обследуемых факторов. Они даны для улучшения достоверности опросника.

Оценка полученных результатов основывается на 8 шкалах, образованных противоположными по значению свойствами психики:

  • Экстраверт (направлен на окружающих);
  • Интроверт (направлен в себя);
  • Спонтанность (склонность к лидерству);
  • Сензитивность (ориентация на более сильного человека);
  • Агрессия (самоутверждение и самореализация);
  • Тревога (осторожность и ответственность);
  • Ригидность (эмоциональная устойчивость);
  • Лабильность (легкий и быстрый перепад эмоций).

Также имеются две дополнительные шкалы. Одна из них направлена на определение искренности тестируемого, а другая подразумевает вычисление акцентуации на сложности собственного характера.

Каждая шкала интерпретируется следующим образом:

  • 0 – 2 балла – свидетельствует об эмоциональной тупости либо о лживости во время исследования;
  • 3 – 4 балла – нормальные показатели;
  • 5 – 7 баллов – выраженные признаки акцентуации;
  • 8 – 9 баллов – признаки дезадаптации.
Существует отдельная версия опросника для детей, прошедшая клинические испытания и широко применяющаяся в возрасте 10 – 14 лет.

Описание дополнительных факторов

Вторичные оценочные шкалы были сформированы сочетанием первичных. Они являются признаками таких нарушений, как акцентуация и дезадаптация, если характеризуются высокими показателями. При результатах в пределах 3 – 4 баллов говорят о разноплановом развитии нормальной, сбалансированной личности. К вторичным факторам относятся:

  • Конформность. Чрезмерная неуверенность в себе и ориентировка на окружающих.
  • Зависимость. Человек максимально занимает оборонительную, пассивную позицию. Фактор объединяет такие шкалы, как сензитивность и интроверсия.
  • Лидерство. Качество положительное в умеренных количествах. При акцентуации проявляется излишней самоуверенностью, неуважением к окружающим, в особо запущенных ситуациях перерастает в манию величия.
  • Коммуникативность. Проявляется демонстративностью и поиском личности для самоутверждения и признания.
  • Индивидуализм. В акцентуации проявляется в качестве завышения значимости собственного мнения и невозможности переубеждения.
  • Конфликтность. Проявляется при сочетании таких шкал, как эмоциональная устойчивость (ригидность) и агрессивность.
  • Некомформность. В случае акцентуаций проявляется асоциальным поведением. Суть фактора в отвержении норм поведения. Он лежит в основе радикализма.
  • Компромиссность. Шкала сочетает тревожность и лабильность эмоций, проявляясь желанием самоутвердиться и одновременным избеганием конфликтов.

Как бороться с теми или иными проблема личностного характера можно найти в соответствующих статьях блога Brainapps.

Достигайте большего вместе с BrainApps.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Похожие публикации