Тест Герцберга

Тесты

Суть теста в определении ведущих факторов мотивации при работе на предприятии. Опросник состоит из 28 пунктов, каждый из которых представляет собой две альтернативные ситуации. Проходящий тест должен оценить каждую из ситуаций, исходя из того, насколько она подходит ему. Общая сумма баллов на каждый пункт – 5. То есть, одна ситуация может оцениваться в 3 балла, значит вторая будет – 2 балла и так далее. Результат покажет доминирующий факторы мотивации, которые помогут найти наиболее подходящую работу.

Фредерик Герцберг – известный психолог социальной сферы, который изучал проблемы организации труда в компаниях и сделал большой вклад в развитие системы управления бизнесом, основатель двухфакторной теории мотивации.

Тест Герцберга предназначен для определения удовлетворенности или неудовлетворенности трудом. Он позволяет оценить мотивационную структуру рабочего и поэтому широко используется в организации управления различными компаниями и производствами.

История появления теста

Исследования, которые стали основой двухфакторной теории мотивации, проводились в середине 20 века. У 1950 году Герцберг активно занимался изучением вопросов управления в бизнесе. В это время он выдвинул теорию о том, что рабочие нуждаются в успехе и хотя бы минимальном самовыражении. Герцберг предполагал, что тем самым повышается их производительность и качество выполняемой работы. Он считал, что предоставить сотруднику физически приемлемые условия для трудовой деятельности – недостаточный шаг для достижения успешного управления. Для того, чтобы рабочие максимально эффективно выполняли свои обязанности, им нужна мотивация.

Это интересно

Исследования 1950 года проводились с привлечением 200 бухгалтеров, которые должны были подробно описать: в каких случаях работа приносила им удовлетворение, а в каких – нет. Благодаря данным собранным в ходе исследования Герцберг построил свою теорию.

После появления и успешности двухфакторной теории был создан тест, позволяющий определить степень удовлетворения рабочими условиями и структуру мотивации. Данная методика до сих пор пользуется большой популярностью у крупных и малых компаний.

Характеристика двухфакторной теории мотивации

Согласно разработанной Герцбергом теории мотивация сотрудником основывается на группах факторов:

Гигиенические

Синонимами являются: внешние факторы, факторы здоровья. То есть, это те минимальные удобства, которыми компания должна обеспечивать сотрудника. К таким факторам относят:

  • Экономические (зарплата, премии, отпуск, социальные и пенсионные льготы, оплата компанией обучения и повышения квалификации);
  • Физические (условия труда, расположение рабочего места, его оформление, температура, освещение, чистота, предписания);
  • Социальные (отношения в коллективе, отдых на праздники);
  • Статус (престижность работы, титулы и привилегии, оценка труда);
  • Ориентация (отчеты и различные собрания, беседы);
  • Безопасность (как физическая, так и социальная).

При выполнении минимума факторов гигиены достигается нейтральное отношение сотрудников к своей работе. Если же факторов недостаточно, то формируется негативное отношение к работе.

Попробуйте BrainApps бесплатно

Мотивационные

Это внутренние факторы, отсутствие которых не вызовет неудовлетворения, но и не повысит работоспособность. Их наличие вызывает положительное восприятие работы и удовлетворение ею. К ним относятся:

  • Премии за достижения;
  • Предоставление свободы действий;
  • Доступ к информации;
  • Карьерный рост;
  • Определенная ответственность;
  • Планирование;
  • Использование накопленного опыта;
  • Суть самой работы;
  • Признание;
  • Сотрудничество.

Прохождение теста позволит вычленить наиболее важные для отдельного человека критерии из перечисленных. Результаты помогут ему устроиться на работу, которая будет приносить удовлетворение.

Это интересно

Исходя из формулы Герцберга, взаимоотношение двух групп факторов осуществляется так: отсутствие гигиены – неудовлетворение, наличие гигиены, но отсутствие мотивации – нейтральность, наличие и гигиены, и мотивации – удовлетворение.

Схематично теория Герцберга выглядит так:

Гецберг 1

Описание теста

Тест Герцберга состоит из 28 вопросов, каждый из которых представляет собой пару противоположных друг другу ситуаций. Пользователь должен оценить их, исходя из того, какое утверждение ему больше подходит. Суммарная оценка вопроса составляет 5 баллов.

Пример: вы считаете, что главное – это зарплата или карьерный рост. В зависимости от того, какое из утверждений вам ближе вы можете выставить баллы: 5 для зарплаты и 0 для карьеры, 4 для зарплаты и 1 для карьеры, 3 для зарплаты и 3 для карьеры и так далее. Сумма всегда должна равняться 5 баллам.

После прохождения теста баллы выносятся в таблицу, где происходит их подсчет. В тесте Герцберга оцениваются следующие факторы:

  • Финансовые мотивы;
  • Общественное признание;
  • Ответственность;
  • Отношения с руководителем;
  • Карьерный рост;
  • Личный успех;
  • Суть работы;
  • Коллективное взаимодействие.

Исходя из результатов теста, выявляются те факторы, которые определяют вашу удовлетворенность или неудовлетворенность рабочим местом. Если тест проводит для своих сотрудников руководство, то он позволяет выявить:

  • Что движет тем или иным рабочим;
  • Откуда берется разница между работой двух сотрудников;
  • Как мотивировать того или иного рабочего.

Также целесообразно пройти данные тест перед устройством на работу, чтобы заранее знать, по каким критериям ее искать. Руководители могут назначать тест при приеме на службу, чтобы знать, чего ждать от нового сотрудника. Проще всего проходить тест Герцберга онлайн.

Мотивационные факторы направлены на привлечение сотрудников и повышение эффективности их работы. Факторы гигиены работают на удержание сотрудников на месте.

Интерпретация шкал

Полученные результаты высвечиваются в виде баллов, оценка которых позволит определить несколько фактов:

  • Наиболее важные для сотрудника критерии;
  • Наиболее незначительные для него критерии;
  • Соотношение важности гигиенических критериев к мотивационным (какие из них более важны для сотрудника).

После того, как была произведена расшифровка результатов рабочего, он может выяснить, насколько теперешнее место работы соответствует его требованиям. Для этого используется следующая схема:

Гецберг 2

Сотрудник видит наличие (Г+) или отсутствие (Г-) гигиенических факторов в компании, а также наличие (М+) или отсутствие (М-) мотивационных факторов. Для этого проводится отдельное исследование. Определившись, рабочий сравнивает полученные результаты теста со своим положением.

Business
Попробуйте BrainApps
бесплатно
59 развивающих курсов
100+ тренажеров для мозга
Нет рекламы
Начать занятия

Оцените статью
( 27 оценок, среднее 4.037037037037 из 5 )
Поделиться с друзьями
BrainApps.ru