Как использовать метод фокальных объектов

Как использовать метод фокальных объектов

В современном мире так много изобретений, открытий, новинок, казалось бы, придумано уже все, что только можно. А всем известное выражение «все уже придумано до нас» только подтверждает, что мы практически исчерпали потенциал своего творчества, но это не так. Все это, потому что нам сложно преодолеть инертность нашего мышления, подсознательное нежелание уйти от существующих представлений и убеждений. Мы склонны жить проще. Зачем решать то, что уже решено? Но вместе с тем это и основная преграда на пути новых открытий.

Существует множество приемов и методов, как заставить свое мышление генерировать новые, нестандартные идеи. Один из них появился в далеком 1926 году в Германии, его изобрел ученый Ф. Кунце и дал ему название «метод каталога». Двадцать семь лет спустя в 1953 году ученый из штатов Ч. Вайтинг взял работу Кунце за основу, доработал ее и дал, уже усовершенствованному методу, его нынешнее имя «метод фокальных объектов». Его второе название «метод случайных объектов», так как в основе отсутствуют какие-либо конкретные критерии подбора объектов.

Что собой представляет и как им пользоваться?

Достаточно интересный и простой в применении, он направлен на улучшение нужного нам объекта, события, явления, процесса, при помощи выбора случайных слов и выявления их характеристик. А потом переноса свойств этих слов на нужный объект и впоследствии анализ полученных результатов. Следуя методу, по очереди выполняем ряд условий:

  • Берем объект, который нужно наделить необычными свойствами, называем его фокальным.
  • Выбираем случайные 2…5 слов никак не связанных с объектом улучшения или между собой. Это можно сделать, буквально ткнув пальцем в словарь.
  • Определяемся, какие они вызывают ассоциации и составляем список по каждому из этих слов.
  • Берем наш фокальный объект и применяем к нему получившиеся списки. Таким образом, характеристики случайных слов переносятся на главное слово.
  • Теперь смотрим полученные словосочетания и решаем, какие не подходят, а что можно использовать.
  • Интересные варианты рассматриваем детальнее на предмет дальнейшего применения. В результате могут получиться очень сильные идеи.

Использование на практике

Области применения «метода случайных объектов» достаточно обширны. Его используют в маркетинге, рекламе, дизайне, педагогике, поиске новых решений в конструировании, и так далее.

Рассмотрим усовершенствование уже существующего товара, например — утюги. Их очень много разного размера, цвета, конфигурации, что еще можно придумать? Но чтобы товар продавался его нужно совершенствовать. Что же попробуем:

  • Фокусируемся на главном слове — утюг.
  • Выбираем случайные слова, у меня это: шторы, окно, звук.
  • Составляем к каждому слову список ассоциаций. Шторы – плотные, прочные, длинные. Окно – открытое, чистое, прозрачное. Звук – мягкий, громкий, тяжелый.
  • Теперь примеряем получившиеся списки к утюгу, он – плотный, прочный, длинный, открытый, чистый, прозрачный, мягкий, громкий, тяжелый.
  • Убираем неподходящие сочетания.
  • Смотрим, как можем применить лучшие варианты. Возьмем «открытый» и «прозрачный». Можно сделать интересный вариант дизайна прозрачного утюга, а внутренняя конструкция будет похожа на узор, добавим подсветку, и вот уже на витрине он смотрится очень эффектно и привлекательно. А громкий утюг? Пусть подает сигнал, когда нагреется, добавим еще возможность выбрать мелодию сигнала и идея, кажется довольно интересной. Изначально, тяжелый утюг, не будет пользоваться спросом, но почему не сделать сменную подошву более тяжелую для глажки грубой толстой ткани. Или как в некоторых компьютерных мышках систему утяжелителей, которые используются по мере надобности.

Как видим, метод работает и может быть достаточно эффективен, потому что для создания чего-то нового или улучшения уже имеющегося бывает сложно отказаться от привычного восприятия и фантазировать, как в детстве.

Но далеко не каждый ребенок обладает безграничной фантазией. Поэтому в педагогике тоже применяется МФО чтобы развивать у дошкольников творческое мышление. Для этого придумано много игр. В одних нужно объединить разные объекты, заимствуя их свойства, и нарисовать что получилось. В других придумать новые предметы – одежду, угощения, игрушки, наделяя их свойствами уже известных детям предметов. Или же нужно выдумать необычных зверей, назвать и рассказать о них, как выглядят, где живут, что едят и так далее.

Примеров можно приводить массу, ведь он прост в использовании, нешаблонный, обладает универсальностью и неограниченными возможностями в поиске новых идей, отлично развивает мышление. Наряду с этим, есть и недостатки: отсутствие каких-либо конкретных критериев и правил, возможность выявлять только простые сочетания и неприменимость в решении сложных задач. Однако кто желает развить свою фантазию, взглянуть на мир и окружающие вещи с другой стороны, тот непременно должен воспользоваться этим методом. Не ограничивайтесь рамками существующих представлений, насыщайте жизнь творчеством.

Достигайте большего вместе с BrainApps.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Похожие публикации