Движущие силы процесса обучения и его логика

Движущие силы процесса обучения и его логика

В учебном процессе неизбежно возникают внутренние противоречия. Основным противоречием здесь является определенный разрыв между учебными задачами, которые выдвигает школа, и уровнем знаний и развития школьника. Она составляет главную движущую силу учебного процесса.

Преодолевая противоречия, возникающие в процессе обучения, ученики приобретают новых знаний, практических умений и навыков в соответствии с уровнем своих познавательных способностей. Однако не всякое противоречие, не всякая трудность может быть движущей силой обучения, развития ученика. В руководстве учебным процессом важна не только констатация противоречий и связанных с ними трудностей в усвоении материала, но и поиск путей рационального решения противоречий, которые встречаются при овладении учащимися знаний и выработке умения применять их на практике.

Учитель должен правильно понимать эти противоречия, уметь использовать их. Надо не только уметь распознавать противоречия в процессе усвоения знаний, но и создавать такие условия, при которых эти противоречия преодолеваются, способствующих продвижению учеников вперед, становятся движущей силой процесса обучения.

Самым эффективным средством преодоления противоречий в учебном процессе является рациональная организация познавательной деятельности учащихся, применения эффективных методов обучения, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют развитию их самостоятельности, инициативы в решении учебных задач.

Непременным условием превращения противоречий в учебном процессе в движущую силу соответствие дидактического материала познавательным возможностям учащихся. Учитель, который последовательно ставит перед учащимися учебные задачи, постепенно усложняя их, и одновременно заботится о подготовке учащихся к успешному решению этих задач, стимулирует самостоятельную творческую работу учащихся, помогает им самим преодолевать трудности, активизирует учебную деятельность.

Правильное определение учебных задач, оперативное педагогическое управление умственной деятельностью учащихся является необходимым педагогическим средством стимулирования учебной деятельности учащихся, развития их умственных, трудовых и нравственных качеств, движущей силой процесса обучения. Учебный процесс, что соответствует педагогической логике, педагогически правильно организованный и направленный, решает успех обучения и воспитания, их результативность. Педагогическая логика, устанавливая внутреннюю связь между конкретным действием — средством, его применяет учитель в учебном процессе, и конечным результатом обучения, играет важную роль на пути к осуществлению педагогической цели. Педагогическая логика в учебном процессе — это учет реальных факторов, которые имеют место в процессе обучения.

Логика учебного процесса именно в том и проявляется, что каждый его элемент — наблюдение, восприятие, осмысление, усвоение знаний, формирование навыков и умений, применение их на практике — выступает как закономерный, творческий процесс. Логика учебного процесса — это логика живой творческой совместной деятельности учителя и учащихся, построенная на основе познания закономерностей и психической деятельности детей, направленная на успешное усвоение ими знаний, умений, навыков, на формирование сознания и поведения.

Достигайте большего вместе с BrainApps.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Владимир

Похожие публикации