Концепции психологического развития

Концепции психологического развития

Человеческая психика всегда была, есть и будет продуктом развития. Трактовок и пониманий развития имеется множество. Существует две концепции, высказанные В. И. Лениным, которые звучат так:

  • развитие – это повторение;
  • развитие – единение противоположностей, то есть разделение целого на несовместимые противоположности и взаимосвязь между ними.

Первая концепция свидетельствует о том, что движение является источником и мотивом развития. Вторая же главное внимание обращает именно на познание источника этого движения.

Первая концепция почти ни о чем не говорит нам, она, можно сказать, сухая, мертвая. А вторая дает жизнь. Лишь она является тем самым ключом к самодвижению всего сущего.

До сих пор главной в психологии была первая концепция, ее еще можно назвать эволюционистской. Это то самое эволюционное мнение, соответственно которому психологическое развитие трактуется в буквальном значении данного слова. Так как развитие изображается исключительно численным нарастанием врожденных качеств, оно происходит поэтапно, эволюционно, в нем нет места появлению новообразований, скачкам, революционным изменениям или перерывам. Главным принципом, которым руководствуются сторонники эволюционистской концепции, является соотношение преемственности и непрерывности.

Эволюционистская концепция имеет целую цепь ошибочных методологических заключений, которые глубоко отпечатались на большинстве изучений современной генетической психологии. Вся линия развития представлена однородным целым, которая определяется стабильными закономерностями. Те, кто принимают эту концепцию, считают допустимым переносить законы одного этапа развития на все остальные. В большинстве случаев это происходит механически, переносом их снизу вверх. Так, определив механизм поведения животных, исследователи устанавливают личные закономерности поведения человека. На этой основе также возможно обратное перенесение — сверху вниз.

Диалектико–материалистическая концепция развития психики является противоположностью эволюционистской. Марксистская теория развития строится на двух основных принципах. И первым является диалектический. Он определяет значение и место развития, его исследования в общей концепции. Закономерности всех психических явлений рассматриваются только их развитии. Он определяет также толкование самого развития.

Развитие психики с этой позиции рассматривается как процесс изменения, когда количественные изменения, накапливаясь, приводят к появлению качественного новообразования и скачку в развитии, переходу на следующий этап.

Содержание психического развития – это борьба внутренних противоречий между старыми и новыми формами психики. Отживающее и появляющееся борются между собой, двигая развитие вперед.

Второй принцип этой концепции – материалистический. Продуктом органической жизни была, есть и будет психика. Поэтому ее материальные основы зависят от самой органической жизни. Именно центральная нервная система и является той самой материальной основой психики во всех ее развитых формах. Также, непосредственно, психика связана с гуморальной и химической регуляцией.

Для психики играет важную роль вегетативная нервная система, потому что она участвует в гуморальной регуляции жизни организма. В свою очередь, данная система взаимодействует с соматической и производит свое воздействие на поведение через посредничество центральной нервной системы. Таким образом, психика – функция центральной нервной системы, функция мозга, а мозг, в свою очередь, является органом психики. Исходя из этого, высшей формой психики становится сознание человека.

Сознание человека устанавливается его бытием, а бытие — это мозг, организм с его природными особенностями, деятельность, вследствие которой человек исторически развивается, видоизменяя врожденные основы своего существования.

Если рассматривать отношение психики на ее материальной основе, то нужно отметить, что это две тесно связанные, неразрывные стороны единого целого. Для биологического и исторического развития вопрос взаимоотношения психики с материальным носителем (мозгом) решается по-разному. Ключевым моментом является правильное понимание формирования психики. Первым пунктом такого правильного понимания является неразрывность строения и функции в органическом развитии. Такое единство означает, что, переходя к высшим ступеням развития, увеличивается сравнительная самостоятельность функции от строения и вероятность функционального изменения деятельности без изменений в строении.

С другой стороны – строение не меньше зависит от функции. Ведь организм в процессе функционирования подвергается изменениям, перестройке, прогрессу.

Итак, психика и мозг человека имеют тесные взаимоотношения, они взаимосвязаны друг с другом. Функция и строение влияют друг на друга, но эта зависимость не ограничивается функциональными изменениями. Образ жизни и приспособление определяют и функцию, и строение, в этом состоит сущность последовательной эволюции.

Достигайте большего вместе с BrainApps.ru

Начните заниматься прямо сейчас
Владимир

Похожие публикации